«Бесконечный сад», Национальный театр танца (Мадрид, Испания), 2010

«Бесконечный сад»: в плену у слов

Знаменитый испанец Начо Дуато привез в Москву балет-посвящение Чехову. Ассоциативная основа его хореографии вывела на сцену самого, пожалуй, главного чеховского героя, текст.

У действа, созданного Дуато, нет даже приблизительного сюжета. Это выраженные в танце впечатления от прочтения. Все, что смог найти и принять знаменитый испанский хореограф о и от чеховских книг, он воспроизвел в «Саду». Получилось очень похоже на оттанцованную записную книжку писателя. Отдельные фразы, слова, названия произведений… На русском языке их произносит Лев Николаев, очень точно уловив чеховскую интонацию — печальную, усталую, глухую… «Вишневый сад», «Дом с мезонином», «Степь», «Скучная история», «Чем культурнее — тем несчастнее», «Врачи не боги»… Помимо словесного аккомпанемента двигает действие тяжелая музыка Шнитке и редко-редко, лучом надежды — мелодичная — Чайковского (творчество обоих любил Антон Павлович).

Танцуют Чехова несколько трио и дуэтов, иногда только на сцену все вместе выходят 14 человек труппы, чтобы изобразить тот самый бесконечный сад… Когда одно дерево срубят, оно обопрется на «соседа», тот — на следующего, в таком положении сад зависнет на минуту и… не упадет.

Узнаваемы три сестры — балерины в черных летящих нарядах. В их танце отчетливо видна боль не исполнившихся надежд и несостоявшихся судеб. Вполне читаемы и чеховские представления о любви, которая всегда конечна. Бьется в руках у людей в сером хрупкая душа-балерина, на минуту только вырывается из цепкого кольца, да и умирает на руках у того, с кем ее разлучили…
На протяжении всего балета появляется на сцене некий персонаж в белом костюме, исписанном русскими словами… Он танцует одиночество и неизбывную горечь… По словам самого, Начо Дуато так он представляет себе текст русского гения.

Балет, подобно любому чеховскому произведению, очень лаконичен. Хореография живая, сложная, но отнюдь не зрелищная и не эротичная. Все движения удивительно точны и синхронны, танцовщики буквально летают по сцене. Их мускулистые тела складываются в причудливые фигуры, плавно перетекают друг в друга, повторяют акробатические трюки… Державная мощь видится в их танце, но вместе с ней неизбежная тоска и уныние… Станцевать ощущение от текста — такое кажется под силу только «послушникам» Дуато.

Декораций в балете минимум. Черная сцена с низким потолком и уродливая конструкция из серых пластин, периодически складывающихся то в птицу, то в книгу, то в коробки домов, то высокие ворота, за которыми гибнет жизнь. Только раз эти пластины станут прозрачными — и то, лишь для того, чтобы на них высветился портрет главного русского драматурга.

У Дуато получился немного странный, угрюмый балет. Но, как и все, что он делает, совершенный. Идея здесь не стала жертвой оригинальности, и во вполне реальный плен чеховских слов попали все, кто пришел в этот вечер в Театр Моссовета.

http://www.vashdosug.ru/msk/theatre/article/65481

Published in: on 27.01.2011 at 14:52  Добавить комментарий  

The URI to TrackBack this entry is: https://vitvitskaya.wordpress.com/2011/01/27/%c2%ab%d0%b1%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%bd%d0%b5%d1%87%d0%bd%d1%8b%d0%b9-%d1%81%d0%b0%d0%b4%c2%bb-%d0%bd%d0%b0%d1%86%d0%b8%d0%be%d0%bd%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d1%8b%d0%b9-%d1%82%d0%b5%d0%b0%d1%82/trackback/

RSS feed for comments on this post.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: