«Будденброки», РАМТ, 2011

«Сагу о Форсайтах» по-немецки впервые на российской сцене поставил Миндаугас Карбаускис.

Счастливо избежав тяжеловесности, он показал распад гордого семейства бюргеров так, чтобы было о чем подумать и не апологетам семейного бизнеса. Многостраничный фолиант, за который Манн в свое время получил Нобелевскую премию, казалось бы, совсем не предназначен для театральных подмостков. История зажиточного семейства, из поколения в поколение растрачивающего свой финансовый и душевный капиталы, слишком уж объемна, претенциозна, пафосна, наконец. Однако Карбаускис смог извлечь из нее нечто ценное для современного сегодня. Он поставил спектакль-исследование общества потребления и заставил своего зрителя задуматься, — что будет, если жажда наживы и вместе с ней лицемерное желание быть-слыть лучше других станет эпиграфом к жизни.

Движущей силой спектакля являются брат и сестра Будденброки — Том и Тони. Именно они ратуют за честь рода и вписывают в толстую тетрадь все важные для семьи даты: будь то помолвка, рождение детей или празднование юбилея фирмы. Без них благополучие остального семейства разваливается как карточный домик: консульша после смерти супруга не живет, а доживает, среднему брату Христиану нет дела до фирмы предков, жене Тома ледяной Герде до проблем нелюбимого супруга как до луны. Остается еще горбатая служанка Ида, но она больше похожа на молчаливого и верного пса: ей всего-то и нужно передвигать мебель, отпаривать фраки и торжественно уносить со сцены гигантские фамильные картины (аккурат тогда, когда изображенные на них отбывают в мир иной).

И отбывают они туда регулярно, — сначала умирает консул, за ним его жена, следом Том и далее по списку. С каждой новой смертью Будденброки теряют свою силу, их фирма — былые прибыли и прежний статус, дом —  столовое серебро, ковры и мебель. И незаметно для самих себя, в погоне за остатками репутации, они теряют какие никакие душевные качества. Том из человека чести превращается в бизнесмена-мошенника, Христиан — в сумасшедшего истерика, Тони — в одинокую и неудовлетворенную двумя неудачными браками женщину.

Закатная пора немецкого семейства выписана-выпестована Карбаускисом особенно тщательно, но акценты смещены: нет детального описания мещанского быта, зато душевные метаморфозы героев Манна бросаются в глаза. Умный сарказм режиссера (и два века назад жили стяжатели, теперь же на смену одной глупости пришла другая — современная) отчетливо проступает в этом кажущемся бесстрастным наблюдении за Будденброками.

Сценические решения здесь просты, но небанальны. Перед зрителем дом-сарай-церковь. Немецкая формула (kirche, kinder, kuche) работает, как часы, и потому «добропорядочное» семейство живет по расписанию. В которое церковь, разумеется, входит. Каждое новое действие в спектакле начинается с песнопений, ими же заканчивается. И все же Бог в этой истории роли не играет, на его пьедестал Будденброки поставили деньги и прибыль. И, разумеется, проиграли.

Прозрачный намек на наше с вами сегодня — одежда героев. Кроме фраков и цилиндров, на них надеты джинсы и кеды. Однако сознательное выпадение из контекста здесь оправдано и отторжения не вызывает. Спектакль в принципе лишен примет эпохи. Карбаускис поставил «Будденброков», не фокусируясь на деталях, не изобретая метафор, не мучаясь от параллелей. Он посмотрел на историю рода со стороны, — и сделал это деловито, почти торжественно.

В итоге история гибели Будденброков на сцене РАМТа если и покажется кому-то пресноватой, то только не думающему зрителю. Спокойная констатация неудобного факта делает этот самый факт (в данном случае — гибель общества, поставившего во главу угла деньги и циничный расчет) еще страшнее, весомее и значительнее.

http://www.ramt.ru/press/?content=item&item=1621

http://www.vashdosug.ru/theatre/performance/465556/tab-comments#blockTabs

Реклама
Published in: on 27.01.2011 at 13:42  Добавить комментарий  

The URI to TrackBack this entry is: https://vitvitskaya.wordpress.com/2011/01/27/%d0%b1%d1%83%d0%b4%d0%b4%d0%b5%d0%bd%d0%b1%d1%80%d0%be%d0%ba%d0%b8-%d1%80%d0%b0%d0%bc%d1%82-2011/trackback/

RSS feed for comments on this post.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: