«Затачивая до остроты», МАМТ, 2010

Финский постановщик с именем — Йорма Эло — подарил МАМТу еще один балет тончайшей выделки — непафосный, виртуозный и пронзительный.

«Прелесть что за штучка», — так и хочется сказать, посмотрев очередную репертуарную удачу МАМТа, заполучившего в звездную компанию к Иржи Килиану и Начо Дуато еще и Йорма Эло. Его одноактный балет «Slice to Sharp» — это маленькое чудо современной хореографии, отвечающее даже самым высоким требованиям балетоманов. Да, здесь нет драматурги и концептуальных подтекстов, зато есть стройный замысел, совершенный в смысле техники танец и радостные овации изумленной публики.
Финский постановщик с именем — Йорма Эло — подарил МАМТу еще один балет тончайшей выделки — непафосный, виртуозный и пронзительный.
«Прелесть что за штучка», — так и хочется сказать, посмотрев очередную репертуарную удачу МАМТа, заполучившего в звездную компанию к Иржи Килиану и Начо Дуато еще и Йорма Эло. Его одноактный балет «Slice to Sharp» — это маленькое чудо современной хореографии, отвечающее даже самым высоким требованиям балетоманов. Да, здесь нет драматурги и концептуальных подтекстов, зато есть стройный замысел, совершенный в смысле техники танец и радостные овации изумленной публики.
Эло, часто работающий в Бостонском балете и создающий спектакли во многих странах мира, поставил балет на музыку композиторов XVIII века — Антонио Вивальди и Генриха Бибера, разрешив скрипичных дел мастерам из прошлого править его танцем. В итоге по сцене театра пронесся стремительный и радостный вихрь из трогательных соло и завораживающих дуэтов, декорациями к которым послужили скрипичные экзерсисы. Взаимопроникновение двух искусств здесь очевидно и оправданно: непонятно, музыку ли перевели на язык танца, или танец рассказали музыкой.
Вивальди и Бибер — композиторы, развившие скрипичную технику, выделившие виртуозную партию солиста. Их заветам следует и Эло: он заточил до остроты мастерство каждого из 8 своих подопечных (Кристина Кретова, Валерия Муханова, Наталья Сомова, Анастасия Першенкова, Сергей Кузьмин, Сергей Мануйлов, Семен Чудин, Георги Смилевски). В его балете нет отстающих: все выбранные хореографом танцовщики показывают класс, не допуская брака ни в одном движении. Их телесное совершенство смотрится почти вызывающе — в голубоватой дымке пустой сцены, одетые в синие купальники с остроугольными лифми и в синие, почти что водолазные костюмы, они подчинены одной художественной задаче: сделать видимыми мельчайшие импульсы души и тела.
Академичный балет здесь только угадывается, зато контактный танец с его отсутствием радикализма и нескрываемой чувственностью, предстает во всем блеске. Эпическая мощь больших балетов замещена одномоментным озорством и сиюминутными чувственными порывами. Театральность в этом балете не очевидная, но она есть: это душевная экспрессия, подчиненная жесткой форме. И хотя здесь совсем нет философии как таковой, зато есть интеллектуальное напряжение в каждой позе. Эло рифмует движения, наполняя каждый дуэт особенным и всегда выразительным содержанием. Любовь ли, мучительный поиск себя, или, быть может, одиночество танцуют артисты, решает зритель.
От частой смены телодвижений кружится голова, неистовый танец прерывается только чтобы начаться вновь — в логичных перерывах между сценками барышни затихают на руках у партнеров, и те в буквальном смысле слова увозят их со сцены. Затем из звенящей тишины возникает следующий дуэт, за ним еще и еще. Эло все время меняет хореографический рисунок: танцовщики стекают друг с друга, застывают неподвижно в отвесном положении, собираются в причудливые конструкции, распускаются как цветы.
Это броуновское движение кажется если не естественным, то только что придуманным, на самом деле высчитанное до миллиметра каждого па… Балет Эло упраздняет законы гравитации и расширяет представление о танце, виртуозно играя с физикой человеческого тела. Всегда внезапные сопряжения движений особенно эффектно поданы в хоровых сценах. Хаос и ассиметрия оживают, согласно нарастающему напряжению скрипичных соло… Финальный взмах идельных ног и рук заканчивается вместе с визгом раскаленной до бела скрипки. Как искры от одного большого костра, танцоры разлетаются по сцене, полностью подчиняя себе и ее, и зрителя.
«Затачивая до остороты» будет идти в программе вместе с гениальными «Шестью танцами» и «Па де Катр». В таком союзе этот балет как вишенка на и без того вкусном торте. Так что — спешите попробовать.

http://www.stanislavskymusic.ru/press.html?PId=71&id=284

http://www.vashdosug.ru/theatre/performance/462707/tab-comments#blockTabs

Advertisements
Published in: on 27.01.2011 at 13:30  Comments (1)  

The URI to TrackBack this entry is: https://vitvitskaya.wordpress.com/2011/01/27/hello-world/trackback/

RSS feed for comments on this post.

One CommentОставьте комментарий

  1. Hi, this is a comment.
    To delete a comment, just log in, and view the posts’ comments, there you will have the option to edit or delete them.


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: