«7 дней до потопа», Театр им. К. С. Станиславского, 2010

«7 дней до потопа»: без шансов на жизнь

Драматический театр Станиславского открыл сезон премьерой «7 дней до потопа». Театр согласился с братьями Пресняковыми, решившими, что где-то живет современный Ной в ожидании всепланетной «перезагрузки».

Главная проблема, стоявшая перед авторами этой постановки — они слишком много от нее ждали. От Сергея Шакурова в качестве исполнителя главной роли, от братьев Пресняковых, имеющих репутацию «регулярно поставляющих театральные хиты» авторов, от режиссера Владимира Петрова, наконец — от суперактуальной темы: земля в ожидании второго апокалипсиса. Но вышло все по известной формуле: хотели как лучше, получилось, как всегда.

Господин Шакуров выбрал другой проект, пьеса Пресняковых оказалась очень средней, а Владимир Петров, будучи реалистом в театре, со сценическим абсурдом справился на троечку.

Впрочем, премьера хоть и не получилась громкой, как заказывали, но все-таки прозвучала. Сюжетообразующая мысль плодовитых екатеринбургских братьев здесь вполне очевидна, — мир живет в эпоху потребления, все сходят с ума и не помнят, кто они есть на самом деле. Что ж, современная действительность пищу для драматургических измышлений дает солидную, — что называется, увидел — забирай. Кругом либо абсурд (пожилой гражданин просит чиновника разрешить захоронить живую еще жену у себя во дворе), либо отчаянный фарс (главному герою вместо ковчега предлагается яхта — выигрыш в чипсовой лотерее, а в итоге яхта превращается в моторную лодку).
Ссылаясь на то, что «он всегда и всего добивался сам», Йон (Ной наоборот) отказывается от выигрыша. Но продавец (новое воплощение Бога) уговаривает его, объясняя, что только согласившись на яхту в качестве подарка, он сможет спастись  сам и спасти мир.

Смешно (или грустно?), что главный герой этой истории — безнадежно уставший от жизни, облысевший и напуганный интеллигент (Макс Шахет) во весь этот бред верит. А вместе с ним его бывшая и нынешняя жены, сын, чиновник, полицейский и вообще все действующие лица разом. И дальше мы видим самый натуральный капустник на театральной сцене.

В нем участвуют все понемногу: спецназовцы, с удовольствием поедающие листья коки, пожилые артисты, репетирующие очередную вульгарщину, представители находящейся на грани банкротства фирмы Lay`s, предлагающие Йону вместо яхты — «чипсы пожизненно»… Вот милиция вырывается с обыском в квартиру, в которой празднует день рождение парень и его молодая мачеха в розовых трусиках. А здесь животные не знают, кого принести в жертву, лишь бы выжить — лес сгорел и повырублен, и им некуда идти.
В итоге умнее всех зверей-людей вместе взятых оказывается горилла по имени Артур, изрекающая вечные истины вроде «главное — это душа». Пока герои социального фэнтези Пресняковых решают, кто сядет в «лодку», горилла та  уплывает в неведомый, но, без сомнения, прекрасный мир будущего.

В этом безумном театральном коктейле можно даже рассмотреть философскую притчу об отчаянии современности. И все бы ничего, если бы не отсутствие цельности.
К сожалению, в спектакле слишком много несвязных эпизодов, иногда откровенно лишних, в другой раз просто необязательных. Все вместе рождает ощущение клиповости действа. Пресняковы пытаются ответить на вопрос, что мешает человеку оставаться человеком? И многие «ляпы» им можно простить за фразы «кроме ликера Бейлиз и стиральной машины у этого мира нет ничего, за что его можно уважать» и «покупает продукты — значит живет». В Театре Станиславского, кажется, увидели в их пьесе только комедию. Однако назвать происходящее на сцене комедией, можно только с очень большой натяжкой. Навязшая  на зубах реклама здесь — главная декорация, а наркотики — причина и следствие убийства сыном отца.

Судите сами, чему здесь смеяться? Это спектакль на злобу дня, перспективный, если бы не разброд и шатание в головах его авторов. Здесь зритель увидит  только набор нелепостей и случайностей, поданных, к сожалению, как кассовое «развлекалово» и не самая тонкая пародия на сегодняшнюю действительность. Но ведь совсем не смешно. И послевкусие от спектакля, совсем как у героя «7 дней…» — как будто вместо яхты вам подарили моторную лодку.

http://www.vashdosug.ru/msk/theatre/article/66661

The URI to TrackBack this entry is: https://vitvitskaya.wordpress.com/2011/01/28/%c2%ab7-%d0%b4%d0%bd%d0%b5%d0%b9-%d0%b4%d0%be-%d0%bf%d0%be%d1%82%d0%be%d0%bf%d0%b0%c2%bb-%d1%82%d0%b5%d0%b0%d1%82%d1%80-%d0%b8%d0%bc-%d0%ba-%d1%81-%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d1%81%d0%bb%d0%b0/trackback/

RSS feed for comments on this post.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: