«Женитьба Фигаро», Комеди Франсез, 2010

Театр «Комеди Франсез» привез в Москву самую французскую из всех комедий. Отыграли ее на сцене МХТ им. Чехова тоже очень по-французски — легко, с юмором и без всякого лукавства — безупречно.

Удивительно цельный спектакль знаменитого театра, прежде чем оказаться в Москве, покатался по Сибири и был принят там, как говорится, с распростертыми. В Москве публика куда избалованней, поэтому никаких давок в очередях за лишним билетиком не случилось. Но те, кто справил «Женитьбу Фигаро» вместе с артистами легендарной труппы, не пожалел. Три часа пролетели как одно мгновение — что есть редкость, если не сказать невозможность, когда ставят произведение, не одно столетие не сходящее со сцены.

Сначала спектакль кажется несколько упрощенным, однако первое впечатление обманчиво, за фальшивой простотой здесь скрываются те самые легкость, элегантность и свобода, которых так не хватает современным инсценировкам старых произведений. Кристоф Рок затевает некую интеллектуальную игру со зрителями, а заодно, как бы походя, доказывает существование театра-праздника, — когда веселье рифмуется с серьезными проблемами, любовь — с обманом, а счастье — с несправделивостью.

Во-первых, режиссер играет с жанрами. Комедия положений вдруг сворачивает у него в драму, та превращается в мыльную оперу… Жанровая лихорадка, впрочем, оправдана скорой сменой сюжетных интриг. Пока следишь за тем, кто, кого и как хочет обвести вокруг пальца, нет необходимости вспоминать и об историческом контексте. Да он и выписан в спектакле по стольку по скольку.

Давно погребенные под определением «классика», герои Бомарше кажутся в постановке «Комеди Франсез» живее всех живых. Фигаро (его блистательно играет Лоран Стокер) здесь не главный, хотя и центральный персонаж. Он производит впечатление человека, много чего повидашего, обо всем составившего свое мнение и умеющего виртуозно управляться с проблемами. Однако он — мужчина, а в спектакле Рока мужчины — существа ведомые. Землю же, как известно, вертят женщины.

Сюзанна — вертлявая, юркая…. она буквально фонтанирует энергией и правит бал с неизменной хитрой улыбкой на губах. Графиня — само оскорбленное достоинство, «покинутая» жена, в которую по уши влюблен хорошенький паж. Марселина — ее комичный образ ярок и точен сначала, и драматичен — в финале.

Вообще все, что происходит в течение трех часов действия, слушается и смотрится легко. Может быть, дело в том, что актеры, следуя заветам режиссера, отказались изобретать велосипед? Они играют, в основном, чтобы развлекать игрой. И еще немножко — чтобы заставить думать. Да, общество все так же порочно, как во времена Бомарше, но, может, стоит быть к нему снисходительнее?

http://www.vashdosug.ru/theatre/performance/452491/tab-comments#blockTabs

http://www.chekhovfest.ru/press/2010/det/646/

Advertisements

The URI to TrackBack this entry is: https://vitvitskaya.wordpress.com/2011/01/28/%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%82%d1%8c%d0%b1%d0%b0-%d1%84%d0%b8%d0%b3%d0%b0%d1%80%d0%be-%d0%ba%d0%be%d0%bc%d0%b5%d0%b4%d0%b8-%d1%84%d1%80%d0%b0%d0%bd%d1%81%d0%b5%d0%b7-2010/trackback/

RSS feed for comments on this post.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: