«Комедия», Театр «Практика», 2010

Пророк нового русского театра Иван Вырыпаев снова всех удивил. Его «Комедия» заставляет смеяться над самым главным и плакать о том, что совсем не важно.

Автор некогда шокировавших публику «Кислорода» и «Эйфории» придумал-таки новую сенсацию. Иван Вырыпаев — режиссер, сбивающий с ног чистыми концептами и чернушной искренностью, противник всякой театральной морали, асоциальный гений, ратующий за победу чистого искусства над искусством репертуарным… Он снова сделал попытку всё забыть и начать с чистого листа. Точнее — сознания. На этот раз Вырыпаев не препарирует на сцене жизнь современного человека, его любови и нелюбови, он… рассказывает анекдоты. Заявки на смысл при этом у автора самые многообещающие, — через такое вот зритель поймет, когда и над чем он может смеяться. И даже больше — на какой ступени развития он, в зависимости от своих смеховых пристрастий, находится.

Прямо скажем, смотрится сие действо по-вырыпаевски неоднозначно. Длительность спектакля, формально выглядящего как молодежный скетч, шитый белыми нитками, всего час. И за это время на сцене ровным счетом ничего не происходит. Ни вам сюжета, ни героев, ни характеров. Голая идея. На фоне выложенного теннисными красно-белыми мячиками экрана с надписью Comedy (такая заставка очень напоминает визуальный ряд известного телешоу) стоят два человека, эффектно и нарочито бессмысленно одетые. Он (Валерий Караваев) — выходит к зрителю либо в затасканных штанах и такой же футболке, либо в некоем подобии смокинга со шляпой-котелком в руках. Она (выпускница ГИТИСа Инна Сухорецкая) — либо в самодельном платье из бабушкиного тюля, красных рейтузах и нелепых роговых очках, либо с гигантскими крыльями бабочки за спиной. И вот стоят они, такие особенные, держат микрофоны близко к лицам и как могут пытаются рассмешить публику. Анекдоты, которые ребята рассказывают все самодельные, то есть придуманные режиссером. Все глобально неправдоподобны. И начинаются примерно так: «Попадает Гитлер в иудейский рай…», «Инопланетяне прилетели на Землю и спрашивают землян, почему надо отменить праздник 9 мая…», «Встречаются две терриристки-смертницы в метро…». Финальные реплики, которые, по законам жанра, должны смешить, осталяют зрителя в недоумении.

А темы, между тем, подняты самые острые: Вырыпаев шутит и с религией, и с террирозимом, и с жизнью, и с любовью.
Периодически ошалевших зриетлей подбадривают репликами вроде «а сейчас следующий несмешной анекдот» или громкими Jim Sturgess & Joe Anderson из колонок.

Вырыпаев играет здесь с публикой в философские прятки, приглашает ее куда-то за пределы логики, на территорию чувств, подсознания и эмоций. Каждый сидящий в зале сначала, как всякий нормальный человек, пришедеший в театр, пытается разгадать смысл, заложенный режиссером, но на половине осознает, что это вроде как ни к чему. Затем он пытается расслабиться, выловить смешное из воздуха, просто загоготать, наконец. Но ведь, рассуждая логически, не над чем. Что это — развлекательный посыл, заданный режиссером, или все-таки его издевка над человеком смеющимся? Каждый решает за себя, и каждый улыбается-смеется-хмыкает одному ему понятному юмору. Чему-то своему.

Прямо как в последнем анекдоте этой «Комедии»:
«Когда Гитлер попадает в иудейский рай и встречает Моисея, он спрашивает: „Что это такое вообще, как такое может быть, я же ненавидел евреев“, а Моисей ему отвечает: „Это комедия“.
— Что комедия?
— Ну вот… это, — говорит Моисей и разводит руками».

Социальное, общечеловеское? Личное? Все загадки оказываются разгаданными за 60 минут. И легкость, с которой режиссер и автор расправляется с бытием, отнюдь не кажется фальшивой. Миссия у него такая — отчаянно, но всегда поступательно развенчивать старые истины… Пытаться втолковать людям, что сложно — это просто. Вообще все — просто. И трагедии, и боль, и вчерашняя искренность. А теория относительности Эйнштейна — вообще самая лучшая шутка, которую придумало человечество.

«Ничто не реально и ничто не заслуживает внимания… Земляничные поляны навсегда». Эта строчка из финального британского хита становится оправданием увиденной театральной бессмыслицы. Впрочем, в конечном итоге, бессмыслица эта ни к чему не обязывает. Хороша вырыпаевксая идея или плоха — освоить новый юмор — это уж как посмотреть, но то, что «ломать комедию» у него получилось, это однозначно.

http://www.vashdosug.ru/theatre/performance/458452/tab-comments#blockTabs

http://www.praktikatheatre.ru/Spectacle/Comments/149

Реклама
Published in: on 28.01.2011 at 16:41  Добавить комментарий  

The URI to TrackBack this entry is: https://vitvitskaya.wordpress.com/2011/01/28/%d0%ba%d0%be%d0%bc%d0%b5%d0%b4%d0%b8%d1%8f-%d1%82%d0%b5%d0%b0%d1%82%d1%80-%d0%bf%d1%80%d0%b0%d0%ba%d1%82%d0%b8%d0%ba%d0%b0-2010/trackback/

RSS feed for comments on this post.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: