«Сила судьбы», МАМТ, 2010

В Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко сумели поднять «вердиевскую глыбу» — оперу «Сила судьбы».

Одну из самых трудных опер мирового репертуара взялся освоить амбициозный театр. Даже для людей, далеких от музыкального искусства, очевидно — невероятная сложность каждой отдельно взятой партии требует здесь не солиста даже, а специалиста мирового уровня. Однако театр рискнул. И если и прогадал, то совсем чуть-чуть.

Первое, что производит должное впечатление на зрителя — не меняющиеся на протяжении всего действа декорации. Оправдывая вердиевскую мощь, сцена представляет собой некое подобие космической установки, облицованные железом глыбы — то ли горные вершины, то ли готические стены монашеских обителей, а то и вовсе — место военных действий. Серебристые плиты наслаиваются друг на друга, оптически обманывая зал. На самом деле, такой сценический гигантизм — большая удача постановки (художник Сергей Бархин) — герои кажутся меньше, а значит пресловутая сила судьбы ощущается острее.

Режиссер Георгий Исаакян (он известен своими постановками в Перми) решил здесь избежать кардинальных решений, оставив править бал музыку. В своих партиях-монологах каждый из героев оперы выкладывается настолько, что ему не до сценических экзерсисов. В итоге режиссерский рисунок получился скупым, но при этом выразительным. В общем, это самая что ни на есть классическая редакция оперы, без выкрутасов и нововведений. Вполне отвечающая пресловутому «большому стилю».

А что зритель? — за три часа действия ему надо успеть не только насладиться великолепием вердиевских партий, но и разглядеть за ними, мягко говоря, навороченный сюжет. Итак, главная героиня — аристократка Леонора родом из Испании. Она появляется в первом акте в кроваво-красном платье (намек на ждущие ее в будущем трагедии) и сразу несчастной — ей никак не выбрать между возлюбленным и отцом. Душевные метания Леоноры (Наталья Петрожицкая), между тем, выглядят более чем убедительно: артистка точно попадает в образ, не лишенный некоторой сентиментальности, трогательно-девичий. Ее сопрано справляется с адски трудными местами партитуры. Герой-любовник Альваро (в исполнении новичка Нажмиддина Мавлянова — его тенор также оказывается весьма неплохим) случайным выстрелом убивает отца невесты и с этого момента хитросплетения сюжета становятся почти неправдоподобными. Тут вам и рок, и месть,и война, и танцы.

Фоном к бесконечным мытарствам главных героев становится война, поданная Верди в развеселом ключе. Мощь сражений (на сцене МАМТа за них отвечают «ожившие картины с поля боя»)) прекрасно чувствуется в хоровых сценах. Все поют и пляшут на редкость слаженно и мощно. Чего стоит один только «Ратаплан» (отдельное спасибо — Ларисе Андреевой, сумевшей спеть партию Прециозиллы).Эти же хористы, кстати, изображают суровых монахов обители, в которую, спасаясь от преследований брата Карлоса, сбегает Леонора. В общем и целом народная поддержка главным героям оказана серьезная. Но они, к великой радости музкритиков, не теряются на ее фоне. И на фоне мощно звучащего оркестра под управлением эффектного Феликса Коробова — главной гордости МАМТа — тоже.

Главная опасность этой оперы Верди — некоторый архаизм либретто. И здесь Исаакяну не всегда удается выйти сухим из воды: он несколько раз изменяет избранной нейтральной манере, сбиваясь на манеру мыльных опер. Кроме того, в финале , он заставляет героев изображать старость. Убеленные фальшивой сединой волосы трагической троицы — Ленонора, Альвар, Дон Карлос — выглядит по меньшей мере комично. Но это, положа руку на сердце, мелочи.

Одним словом, опера получилась. И главный режиссерcкий посыл — нельзя жизнь заменять фанатичной идеей — зритель уловил, несмотря на сюжетную инфернальную небыль и картонность персонажей Верди. А все шероховатости постановки с лихвой окупила гениальная музыка.

http://www.vashdosug.ru/theatre/performance/452068/tab-comments#blockTabs

http://www.stanislavskymusic.ru/press.html?PId=70&id=283

Реклама
Published in: on 28.01.2011 at 16:48  Добавить комментарий  

The URI to TrackBack this entry is: https://vitvitskaya.wordpress.com/2011/01/28/%d1%81%d0%b8%d0%bb%d0%b0-%d1%81%d1%83%d0%b4%d1%8c%d0%b1%d1%8b-%d0%bc%d0%b0%d0%bc%d1%82-2010/trackback/

RSS feed for comments on this post.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: