«Забыть или больше не жить», Театр «Около дома Станиславского», 2011

В еще одном своем «сверхспектакле» режиссер Юрий Погребничко не изменил себе, — снова выстроил в ряд чеховских интеллигентов, чтобы их тоску по несбывшейся жизни каждый сидящий в зале почувствовал как свою собственную.

Сознательно отрекшийся от театрального мейнстрима, Погребничко далеко не впервые населил свой театр чеховскими персонажами. Для него они давно свои, а их автор роднее мамы с папой. Впрочем, режиссер, как всегда, щедро делится своим Чеховым с преданными поклонниками. Спектакль «Забыть или больше не жить» (первоначальное название — «Молитва клоунов») — не исключение. Погребничко нарочно перепутал сюжеты главных пьес («Три сестры», «Чайка» и «Вишневый сад»), проредил монологи героев, дополнил их мучительно прекрасными паузами и песнями из других опер, тем самым превратив стройный текст в пеструю, но удивительно органичную мозаику.

В этой полуторачасовой молитве каждое произнесенное и непроизнесенное слово пронзительны, ведь чеховские герои, молитву творящие, бесконечно одиноки, трогательно несчастны и вообще зря и непонятно на что потратили жизнь. Они на самом деле напоминают клоунов. Но не только потому, что Погребничко одел их в тоскливые шапки-ушанки, холщовые штаны-шаровары, цветастые юбки в мелкий цветочек и шинели с разными пуговицами. Каждое их движение нелепо и исполнено светлой и какой-то неземной печали, выражения лиц у всех несчастные, а на дне глаз плещется неизбывная, необъяснимая боль.

В спектакле нет сюжета, нет даже его подобия, зато есть хрупкая режиссерская конструкция, которая, пожалуй, важнее. Так, «Молитва» похожа на нежную акварель, на воздушное облако, на что-то прекрасное и неуловимое. На состояние души.

Сначала на бедненько обставленную сцену (скамейка, деревянные подмостки, железная кровать-сетка, чучело совы на столбе и разломанное пианино в углу) выходят сестры Прозоровы, которые затем превращаются в Аркадину и Нину Заречную. Иногда герои разных пьес вместе на одной сцене… Они перекидываются фразами о смысле жизни («для чего живешь?») или любви, смерти и гениальности… о суете сует. Сорин рассказывает историю про человека «который хотел», Заречная твердит о небе в алмазах. Потом кто-то трескает барабанной палочкой по металлической заклепке на шапке соседа по сцене, другая невпопад поет, третий кудахчет, наконец, у героини из головы вырастет искусственный цветок на проволоке.

В этом литературно-музыкальном миксе нет ни одной ошибки, слушаешь и не веришь, что читал когда-то другие пьесы и видел других героев. Беспрерывный хоровод персонажей логичным образом заканчивается, когда все поют чудное «Облако-рай» (из одноименного кинофильма Николая Досталя) и песню Джо Дассена L`ete Indien. А в финале застывают как на старой-старой фотографии, так ни разу и не улыбнувшись.

Зритель выходит из зала совершенно ошалевший — от приступа жалости и любви к этим клоунам, которые так подозрительно похожи на всех нас. «Забыть или больше не жить» — это не пьеса и не спектакль, а что-то совершенно другое, что-то над литературой и над театром. Эдакий странный и нежный эскиз для вечности. Но он, поверьте, стоит того, чтобы увидеть его хотя бы раз.

http://www.vashdosug.ru/theatre/performance/464610/tab-comments#blockTabs

http://www.okolo.ru/

Реклама

The URI to TrackBack this entry is: https://vitvitskaya.wordpress.com/2011/02/01/%d0%b7%d0%b0%d0%b1%d1%8b%d1%82%d1%8c-%d0%b8%d0%bb%d0%b8-%d0%b1%d0%be%d0%bb%d1%8c%d1%88%d0%b5-%d0%bd%d0%b5-%d0%b6%d0%b8%d1%82%d1%8c-%d1%82%d0%b5%d0%b0%d1%82%d1%80-%d0%be%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%be/trackback/

RSS feed for comments on this post.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: