«Оперетта понарошку», ШДИ, 2010

О том, в каком незабываемом дурдоме мы живем, написал пьесу Валер Новарина и поставил спектакль Кристоф Фетрие.

Школу драматического искусства можно поздравить, — «Оперетта понарошку» имеет все шансы прижиться на столичной сцене. Этому, впрочем, способствует не столько рискованный материал абсурдиста Новари, сколько самозабвенная игра ни во что актеров во главе с Оксаной Мысиной. Ей, а также Софье Ефимовой, Марии Чирковой, Никите Селедцеву, Марии Буровой и прочим удалось превратить бессодержательность в содержание и вынести оправдательный приговор человеческой беспомощности и бессмыслице жизни.

Спектакль француза Кристофа Фетрие представляет собой жанровую и стилевую разноголосицу: здесь зрителю показывают и слэпстик, и площадную клоунаду, и какой-никакой балет танцуют, и оперу поют. Эксцентрика высшей пробы снижает всякий театральный пафос, и вообще пафос как таковой.

На сцене — человеческая история во всей красе. История не просто некрасивая, но абсурдная до самого основания. Войны, поклонение Золотому Тельцу, брачные узы, смерть, любовь, земная еда и пища духовная… Трагичное превращено здесь в смешное. Новари, продолжатель традиций Хармса и Беккета, издевается надо всем, развивает теорию хаоса. Человеческое существование для него эквивалентно понятию бессмыслицы. Действия людей рассогласованы, рассуждения глупы и неверны, слова вообще не имеют смысла . Поэтому литературная основа спектакля для неискушенного зрителя — откровенный бред, зачастую полный неизвестных слов. «Катись-трудись, ишачь-горбай, работай раб и граб! Давай-дави, дави-давай! И прибыль прибывай».

Однако оправдать такие песенные тексты все же можно: театр Новари критики называют «театром для слуха». Метаморфозы речи сами по себе не важны, но они двигают все действие, замыкают его на себе. Нет сюжета, нет первопричины, зато есть речь сама по себе, как есть бытие. Это своего рода антитеатр, который ратует за кончину всякого смысла.

Что важно, — во всей этой абракадабре присутствует элемент комизма. Все происходящее и звучащее на сцене воспринимается как цирк. У актеров нет характеров, образов, Личности… Они как бесполые куклы. Внездешний Житель, Смертник, Пантагоническая Тетка, Тружильный Труженик сбиваются в маленькую человеческую стаю,чтобы противостоять жизни с нелепым и ничем не оправданным выражением гордости на лице. У каждого из них в руках есть предмет-символ. У одного — буденовка, у другого — валенки, у третьего — самовар или фата невесты. Все вместе они — нелепое и смешное целое. Цепляются друг за друга и уверенно двигаются к трагическому финалу. Их жалко, потому что они — это мы.

«Не вари теленка в молоке его матери, не храни сгущенку на обогревателе» — поют хористы, переодетые в ангелов,и зрители вместе с героями окончательно тонут в волнах гротеска.

Кстати, оркестр и хор под управлением Вартана Ерицяна играет в «Оперетте» не последнюю роль. Дирижер не только сам написал партитуру, смешав блюз, баховские фуги, оперу Россини, григорианский хорал… Он сделал себя одним из героев пьесы. Ерицян дирижирует всем спектаклем, как Бог — людьми. Периодически выпрыгивает на авансцену, суетится, пританцовывает и печально смотрит на ахинею, виртуозно разыгранную актерами. В итоге появляются рабочие сцены и сталкивают его с его пьедестала (всякий бог не вечен).

Действие постановки вполне четко разделено: начало той или иной сцены обозначает Оксана Мысина. Громким, срывающимся голосом она объявляет: «песенка Эдипа, спетая без комплекса», «Песенка испанского гранта, пропетая принцем корове», «Песенка в томате, пропетая бычком» и т. д. и т. п. Когда все песенки спеты, актриса предложит героям послушать между делом и ее роман. Пока она читает бессмысленный вздор, актеры, хор и оркестр бесшумно уходят со сцены. Чтобы потом вернуться и проорать зрителям: «О, пусть скорее грянет человек. Пусть род людской пребудет».

Какой именно род пребудет — решать зрителю. Нынешний ему отзеркалили — смыслы либо надуманны, либо подменены другими смыслами, любовь кровожадна («Дай дивных легких раскладушку, запустим их на всю катушку»), деньги всесильны («Иди ты, иди ты, кругом одни кредиты!»), а веселенький абсурд вечен и трогателен.

http://sdart.ru/theatre/perf/operetta

http://www.vashdosug.ru/theatre/performance/463212/tab-comments#blockTabs

Реклама

The URI to TrackBack this entry is: https://vitvitskaya.wordpress.com/2011/02/01/%d0%be%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b5%d1%82%d1%82%d0%b0-%d0%bf%d0%be%d0%bd%d0%b0%d1%80%d0%be%d1%88%d0%ba%d1%83-%d1%88%d0%b4%d0%b8-2010/trackback/

RSS feed for comments on this post.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: