«Отражения», Большой театр, 2011

На сцене главного театра страны состоялась громкая премьера «Отражений». Лучшие хореографы мира заставили плясать под свою дуду 11 балерин и 4 танцовщиков.

Несмотря на заявленную звездность составов и идейный пафос (показать возможности каждой балерины), назвать этот балет безукоризненным сложно. Может быть, помешали разностилье и многолюдье. В первом отделении танцевали «Ремансос» Начо Дуато, во втором каждая балерина одарила поклонников сольным номером от современных мэтров танца, в третьем балетоманы дождались «Cinque» Мауро Бигонцетти. Действо, перенасыщенное и визуально, и драматически, на глазах расползлось как лоскутное одеяло. Тем не менее, некоторые из этих «лоскутков» — действительно достойная заявка на высший пилотаж в современном балете.

Идея «Отражений» возникла у Сергея Даниляна — он захотел воссоздать образ и подобие своих же «Королей танца». Только объединил на этот раз не мужчин, а женщин — выпускниц Московской академии хореографии, разлетевшихся по миру и ставших ведущими балеринами разных театров. В «Отражениях» Данилян заключил их безупречную классическую выучку в жесткие рамки новой хореографии.

Начнем, однако, по порядку. Изысканный балет испанца Дуато потребовал от Анастасии Сташкевич, Дениса Савbна, Екатtрины Крысановой, Вячеслава Лопатина, Ольги Малиновской и Ивана Васильева концентрации не столько физических, сколько эмоциональных сил. Последних явно не хватило — все шестеро то ли не смогли, то ли не захотели насладиться изысками любовных па. Технически вроде все безупречно, но в силу красной розы, которую они, словно знамя, передавали друг другу руками, ногами и зубами, не верилось. В потрясающего цвета костюмах и с заметной безучастностью к скрытой в балете драме они танцевали на фоне светящегося квадрата Малевича. Танцевали, будто упражняясь в гимнастике. Испанский же национальный драйв, темперамент и тончайшие нюансы видны не были — к великому прискорбию поклонников Начо Дуато, прописавшегося в московских театрах.

Во втором отделении, должном представлять из себя эффектный дивертисмент, балерины демонстрировали свое профессиональное «я». Сделать это так, чтобы ахнули абсолютно все, им помешали постановщики. Неубедительно и претенциозно смотрелся номер «Штраус встречает Верди». Полина Семионова, одетая в золоченый брючный костюм, презентовала скудную хореографию Ренато Занеллы, разбавленную глуповатыми виляниями бедрами и прищелкиваниями пальцами — попыткой подмешать к балету джаз и рок-н-ролл. Очевидно, что этот номер не украсит репертуар сильной балерины. Но надо отдать ей должное: только благодаря ей действо было спасено от полного провала. Который, кстати, увы и ах, постиг номер «Из книги гармонии», поставленный Люсиндой Чайлдс для Ольги Малиновской. Беспомощную хореографию не удалось спрятать ни за стараниями балерины, ни за ее красивым, ярко-рыжим нарядом от модельера Игоря Чапурина.

Номер «Fractus» Кэрола Армитажа, исполненный Екатериной Крысановой и Денисом Савиным, вызвал некоторое оживление в зале. На фоне гигантских шестеренок и ржавого железа эти двое отчаянно боролись сами с собой. По слова хореографа, балет был навеян достижениями физики — что ж, возможно. Но это не объясняет философию номера. Здесь есть концепция, идея, но нет посыла. Оттого-то он и остался недопонятым самими танцовщиками, и как следствие — залом.

Лучше дела обстояли с авангардной «Думкой» Азура Бартона. Ее танцевала безукоризненно грациозная Екатерина Шипулина. Летящее серое платье (опять же от Чапурина) придавало балерине сходство с гранд-дамой высшего света. Она отчаянно танцевала роковую страсть, самокопания и какую-то судьбоносную неизбежность. Эти очевидно русские страсти легли на русскую балетную выучку как надо: в итоге «Думка» задела за живое. Триумфаторами же второго отделениями стали миниатюрная дюймовочка Мария Кочеткова и дуэт Натальи Осиповой и Ивана Васильева. Первая танцевала «Одну увертюру» Йормы Эло. Кочеткова, одетая в замечательный костюм (половина балетной пачки), изображала балерину-куклу. Она вихрем проносилась по сцене, кружила, водила хороводы, на глазах ломалась и сама чинила свои шестеренки. Самоиронии ей хватило — танцевальная пародия на балет как таковой, выглядела безукоризненно и эффектно.

Буквально взорвала зал «Серенада», презентованная Осиповой и Васильевым. Душераздирающий танец Мауро Бигонцетти превратил их в любовников, которые ссорятся до крови, а мирятся до потери сознания. Щемящая музыка Америго Кьерво только подчеркнула природную силу их темпераментов, акцентируя внимание на импульсивности и одним им свойственной отчаянной красоте. Сразу после «Серенады» случилось редко исполняемое «Па де труа» Джорджа Баланчина. Но жаль — сенсация приказала долго жить. Четверть часа Екатерина Шипулина, Полина Семионова и Александр Волчков старательно вытанцовывали баланчиновскую вязь. Невероятно сложная технически, она далась им с видимым трудом. Артисты были поглощены технической стороной дела, им было не до эмоций… а потому финал второго отделения провис.

Но все эти удачи и неудачи перечеркнуло третье отделение, ради которого, собственно, «Отражения» и затевались. Балет «Cingue» («Пять») Мауро Бигонцетти, положенный на музыку Вивальди, исполнили Мария Кочеткова, Наталья Осипова, Екатерина Крысанова, Анастасия Сташкевич и Екатерина Шипулина. Здесь хореограф точно следовал собственному замыслу — нарисовать хореографический портрет каждой примы.
Звездным дивам было где раскрыться или позабавиться. Сидя на стульях в невесомых платьях-комбинациях и нелепых лохматых париках балерины изображали скуку, усталость, томление, наконец, нетерпение. Комедийное, дель-артовское начало каким-то чудесным образом органично легло на современную стилистику. Когда балеринам надоело быть пятью куколками из прошлого, к ним из-под потолка спустили кожаные пачки  (и снова Чапурин), они на глазах у зала переоделись и уже так выдали каждая по эффектному и сильному соло. Раскованность танца от Бигонцетти обязывала быть собой — и индивидуальность каждой бросилась в глаза. Королевская стать Шипулиной, утонченность Семионовой, страстность Осиповой, настойчивость Кочетковой, порывистость Крысановой… Все они блистали и одновременно старались «заблестеть» друг друга. Закончилось все на тех же стульях. Балерины замерли, глядя на свою публику. Ведь кто есть самая главная прима, решает, как всегда, зритель. Остальное (место, время, характер) — детали.

http://www.vashdosug.ru/theatre/performance/464665/tab-comments#blockTabs

The URI to TrackBack this entry is: https://vitvitskaya.wordpress.com/2011/02/01/%d0%be%d1%82%d1%80%d0%b0%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8f-%d0%b1%d0%be%d0%bb%d1%8c%d1%88%d0%be%d0%b9-%d1%82%d0%b5%d0%b0%d1%82%d1%80-2011/trackback/

RSS feed for comments on this post.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: