«Принцесса Ивонна», Театр им. Вахтангова, 2011

Обожающий эффектные метафоры Владимир Мирзоев поставил в Театре им. Вахтангова жестокую сказку для взрослых. Про блаженную, которая несмело показала миру его чудовищ, чего мир ей, разумеется, не простил.

Спектакль по пьесе польского авангардиста Гомбровича имеет все шансы стать знаковым для театральной Москвы, — этому поспособствует не столько громкие имена на афише (Ефим Шифрин, Лиза Арзамасова и др.), сколько актуальность темы, — государство на пороге тоталитаризма, а люди у края собственных бездн.

«Ивонна, принцесса Бургундская» — пьеса, написанная в 1938 году, то есть совсем чуть-чуть и фашизм возьмет свое. Как это ни странно, но у Гомбровича нет прямых ссылок на ужас войны или системы, только намеки. И все же несмотря на зыбкость второго дна пьесы, Мирзоев выбрал его в качестве основного для своего спектакля. Благо, поиграть в символы здесь было где, — что он, собственно, и сделал. Перед зрителями — притча, сказка, полной сатиры и гротеска.

Жили-были король с королевой, и был у них сын, которому наскучили эротические забавы с доступными придворными девицами и решил он взять в жену блаженную. «Она так меня раздражает, что я женюсь на ней». Ну и женится. А дальше луч света в темном царстве освещает порочные сущности обитателей королевского замка. Король оказывается насильником и убийцей, Королева — пошлой стихотворицей, слуги — жалкими подхалимами, готовыми на убийство, принц — садистом и чуть ли не извращенцем.

В финале всем этим персонажам недетской сказки хочется убить Ивонну. Наконец, они останавливаются на анекдотичном способе — надо накормить ее карасями в сметане — чтобы подавилась костью. Все случилось, только вот вместе с Ивонной ушел из жизни и принц тоже.

Действие этой черной комедии разворачивается буквально в каменном мешке, — среди страшных бетонных стен с маленькими грязными окнами и железными низкими дверями. Декорации недвусмысленно намекают на сталинские тюрьмы, лагеря смерти и пыточные. Принц Филипп обладает внешностью истинного арийца и разгуливает по сцене в галифе, он и парочка его дружков с видимым сладострастием подвешивают принцессу Ивонну на тросе и подставляют ей к горлу инструменты вроде ножа и тесака… Инаковость Ивонны становится главной причиной ее смерти. Она не как все… и значит по закону тоталитарных джунглей должна умереть. Незыблемый постулат Системы решен Мирзоевым со зловещим изяществом — придираться не к чему.

Люди, рабы собственных пороков — вдруг увидели их, как в зеркале, — в странной девушке с перекореженной фигурой, бледным лицом и с прозрачными пустыми глазами. И им стало страшно. Ивонна — блаженная, —  такая нет-нет, да и наставит остальных героев на путь истинный. Только не у Гомбровича, — какие бы шерстяные веревочки не вились из рук принцессы (сказочный клубок — очень правильная находка Мирзоева), они не показали дорогу ее врагам.

Что касается игры актеров, тут все не так неоднозначно, — король Шифрин хоть и старается изничтожить в себе эстрадного героя, нет-нет, да и впадает в раж, «папина дочка» Лиза Арзамасова очевидно не дотягивает до высоты своей героини, королева Марина Есипенко во втором акте заигрывается в клоунаду… Зато хороша Мария Бердинских (от ее воплощения Ивонны — мороз по коже), понятен в своем страшном идиотизме король (Леонид Громов), точен в своих мыслях и поступках преступный камергер (Юрий Шлыков), неплоха Иза (Василиса Суханова).

В общем и целом явных актерских проигрышей здесь нет, а общая и идеальная для зрителя убедительность… она может еще и прийти. Но даже так, смотрится спектакль на одном дыхании.

И выводы, кстати, делаются так же. Параллели с днем сегодняшним в спектакле почти прозрачны, и оттого начинаешь сомневаться — неужели Мирзоев, так часто наделяющий свои спектакли метафорами ради метафор, сделал очевидное очевидным? Нигде не перестраховался? Не умножил символ на десять?

Судя по всему, нет. Он поставил отчетливый спектакль-предупреждение. Нас спасать некому, единственные, кто на это способен, — это мы сами. Иначе ежедневный страх окончательно станет нормой, ритуалы заменят жизнь, а внутренние пороки обретут плоть и кровь. Переводя на язык политики — события на Манежной рискуют перерасти сами себя. И тогда… тогда нам расскажут совсем другую сказку. Куда страшнее этой.

http://www.vashdosug.ru/theatre/performance/464381/tab-comments#blockTabs

http://www.vakhtangov.ru/performance/prinshessa%20ivonna/15197/

Advertisements

The URI to TrackBack this entry is: https://vitvitskaya.wordpress.com/2011/02/01/%d0%bf%d1%80%d0%b8%d0%bd%d1%86%d0%b5%d1%81%d1%81%d0%b0-%d0%b8%d0%b2%d0%be%d0%bd%d0%bd%d0%b0-%d1%82%d0%b5%d0%b0%d1%82%d1%80-%d0%b8%d0%bc-%d0%b2%d0%b0%d1%85%d1%82%d0%b0%d0%bd%d0%b3%d0%be%d0%b2/trackback/

RSS feed for comments on this post.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: