«Сентиментальные повести», РАМТ, 2010

На сцене РАМТа ожили герои «Сентиментальных повестей» Михаила Зощенко, однако никакого фарса не вышло, — одна трагедия.

Те, кто привык воспринимать творчество писателя Зощенко как собрание забавных рассказиков или даже едкую сатиру на советский строй, будут разочарованы. В спектакле на сцене Молодежного театра ничем этим даже не пахнет: на свет божий (точнее — софитовый) извлечена любимая тема больших русских писателей — лишний человек и противостоящий ему мир исторический лжи, жажды наживы и противоестественных надобностей чуждых по духу людей.

Исторические детали в спектакле молодого режиссера и недавнего выпускника РАТИ Рустема Фесака не важны совсем, о советской бытности напоминает лишь грязная простыня на коммунальной кухне, да бутафорский паровоз с низкими ступеньками (на них легко забраться, если не терпится попасть в светлое будущее или хотя бы терпимое настоящее).

Все остальное — заслуживающая внимания попытка заглянуть дальше очевидного: неустроенный быт губит людей. По версии режиссера, Зощенко написал свои «Повести» вовсе не об этом: человека губит собственное «ничего». Человек слаб, нищ духом, ничтожен перед неумолимой судьбой, он не умеет и не хочет бороться, легко ломается и с видимым облегчением сдается.

Такому человеку вроде как и места нет на земле с ее жестокими законами жизни. Его просьба о человечности, жалости, любви, наконец, о доме и фикусе на окне еле слышна. Более того — раздается недолго. Печальные выводы относительно романтично настроенных, но безвольных граждан, очевидны здесь, — никаких спрятанных за театральными метафорами смыслов. Всё — на сцене.

Сначала перед зрителем разыгрывают жутковатый рассказ «Аполлон и Тамара»: некий тапёр Аполлон Перепенчук (Денис Баландин), пока за окнами рушатся миры и вершатся судьбы революции, мечтает о семейной идиллии с «не красавицей, но которая лучше красавицы». Однако его избраннице, девице неполных 18 лет по имени Тамара (Ирина Таранник), кроме благ любовных, необходимы блага материальные. Перепенчук, не обеспечив ей таки желаемого, заканчивает жизнь кладбищинским могильщиком и умирает в молодом возрасте от разрыва сердца. А бывшая невеста его, выйдя замуж за коммерсанта, скончается при родах. Призрачная надежда на маленькое счастье оборачивается пустотой, а история двух мечтателей — трагедией.

Рассказ «Коза» на первый взгляд лихо разыгранный водевиль. На второй — еще одна драма лишнего человека. Нарочитая легкость, динамика, с которой происходит действие, фальшивая. Здесь все боль и горечь. Вовсе не про мещанство идет речь, а про одиночество, тотальную нелюбовь, неизбывную тоску по родной душе. Забежкин мечтал о тепле домашнего очага (коза представляется как единственное живое существо в его жизни), и когда мечту эту у него украли, он погиб. Фарс здесь заменен на драму, которая, кроме всего прочего, рассказана писателем, разочаровавшимся в людях как таковых. Остальные герои этих истории (тетушка Перепенчука, стрелочник, жена стрелочника и заведующий кладбищем, Домна Павловна, военный телеграфист)) проигрывают даже нелепым главным героям. Они — люди без никаких целей и смыслов. Люди, похожие на животных.

Страшный смех Гоголя, трагизм Достоевского, пессимизм Андреева, — в двух коротких рассказах на сцене РАМТа они слышны отчетливо. Не выживает никто, отчаяние становится жизненным итогом. Неизбежность этого обусловлена духовными возможностями героев Зощенко. Они попытались было всплыть из послереволюционной мути (их духовный кризис длится недолго), но сломались при первой трудности.

Сыгранный как по нотам и очень правильный (с точки зрения режиссуры) спектакль Фесака заставляет зрителя задаться вопросом: ради чего живет он сам, каким и в чем видит свой идеал, каковы его стимулы и есть ли пределы его мечтаниям? Наконец, не от нас ли самих зависит, быть нам униженными и оскорбленными или выбрать другую судьбу?

http://www.ramt.ru/press/?content=item&item=1564

http://www.vashdosug.ru/theatre/performance/459892/tab-comments#blockTabs

Advertisements
Published in: on 01.02.2011 at 15:41  Добавить комментарий  

The URI to TrackBack this entry is: https://vitvitskaya.wordpress.com/2011/02/01/%d1%81%d0%b5%d0%bd%d1%82%d0%b8%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d1%82%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d1%8b%d0%b5-%d0%bf%d0%be%d0%b2%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b8-%d1%80%d0%b0%d0%bc%d1%82-2010/trackback/

RSS feed for comments on this post.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: