«Соглядатай», РАМТ, 2011

РАМТ презентовал обаятельнейший трагифарс по пьесе культового канадского драматурга Мориса Панича.

Его «Соглядатай», хоть и был несколько переиначен (в основном в угоду русской психологической школе), вышел цельным и пронзительным. Режиссер спектакля Антон Яковлев, известный московским театралам по недавним классическим постановкам в МХТ им. Чехова («Крейцерова соната» и «Дуэль»), взялся за современную драматургию, по его собственному признанию, не без опасений. Слишком разные театральные школы, актерские данности, философские посылы, наконец. Но пьеса Мориса Панича, обласканного американскими и европейскими критиками создателя изощренных комедий-детективов, пришлась Яковлеву по вкусу.

Оно и понятно. За вкусной эксцентрикой не спрячешь глубину выводов , за гротеском — трагедию. В «Соглядатае» очевидно второе дно: это пьеса намеренно путает зрителя, — что в жизни смешно? А что больно? Черный юмор главного героя Кэмпа (Александр Гришин) не пугает, но воплощает в себе отчаяние и надежду того, кто отчаянию давно не верит, а надежду душит на корню. От того страшное вызывает здесь улыбку, а по-настоящему смешное — горечь.

Яковлев поменял в пьесе местами некоторые сцены, заверив, что так главная мысль автора будет ближе зрителю, а характеры героев понятнее. Поскольку в Москве пьесу в оригинале никто не ставил, стала ли она от перестановки слагаемых хуже или лучше, сказать трудно. Но то, что в новом варианте «Соглядатай» убедителен, это без сомнения.

Сюжет нарочито прост. Кэмп врывается в темную квартиру, где мирно спит его тетушка, старушка Грейс (Наталья Платонова). Она прислала племяннику единственное за всю жизнь письмо, в котором сообщила, что умирает. Кэмп приезжает, чтобы ухаживать за ней и… громко уличать в собственной никчемной и одинокой жизни. Пока она молчит (а молчит она все время), он в красках и лицах разыгрывает перед ней свое одинокое детство, нелюбовь родителей, отсутствие ее, тетушкиного, участия, свои поруганные мечты и сломанную судьбу. С упоением Кэмп играет в несказочное Рождество и празднует нерадостный День Рождения, а потом так же — с упоением — рыдает над завернутым в мятую фольгу подарком от Грейс. Он обвиняет, обличает, выносит приговор: Кэмп хочет, чтобы тетушка поскорее умерла, приводит доводы, изображает ангелов, показывает, на какую кнопку в тостере нажать, чтобы скончаться от электрического разряда. Все эти дикие перепады настроения, эффектные провокации есть не что иное как крик о помощи недолюбленного человека, ненужного никому, даже самому себе.

В тете Кэмп видит воплощение всего того, из-за чего жизнь превратилась в кошмар. Его обвинения абсурдны и трогательны одновременно. А крайне эффектная развязка — когда герой узнает, что ошибся дверью и разыгрывал весь свой безумный фарс перед чужим человеком — приводит его к мысли: у самого рыльце в пушку. Нелюбовь близких он превратил в знамя всей своей жизнь, — лишив себя возможности полюбить кого-то еще, поверить другим людям.

На камерной сцене (оформленной крайне скупо — кровать, две лампы, чемодан) любая эмоция выпуклее, интонация слышнее, и надо отдать должное Александру Гришину. Практически моноспектакль (диалог с самим собой) он играет, изящно балансирует на грани между Сциллой и Харибдой актеров, изображающих персонажей «на грани» — трагическим пафосом и фальшивым манерничанием. Гришин соединяет исповедь с эксцентрикой, ненависть с любовью.

Наталья Платонова выразительно молчит больше часа и только в конце «разрешает» себе слова. Интонация, с которой она произносит свои пару ласковых, выбрана верно: актриса далека от опасных здесь сентиментальностей. Она любит Кэмпа. Все просто, больно и понятно. Как обманутые ожидания, как несостоявшаяся жизнь такого же одинокого, как Кэмп, человека.

Пьеса Панича была показана на Эдинбургском фестивале, чтобы потом «разойтись» по многим театрам мира. Наконец, дошла очередь и до Москвы. Без сомнения, она приживется в РАМТе. Ее авторы ставят зрителя перед нелегким, но нужным вопросом — что есть вина других по сравнению с виной собственной, где границы одиночества, можно ли научиться любить заново, наконец, вывести самого себя из тупика и не дать жизни пройти мимо.

http://www.vashdosug.ru/theatre/performance/463049/tab-comments#blockTabs

http://www.ramt.ru/press/?content=item&item=1598

Реклама
Published in: on 01.02.2011 at 16:06  Добавить комментарий  

The URI to TrackBack this entry is: https://vitvitskaya.wordpress.com/2011/02/01/%d1%81%d0%be%d0%b3%d0%bb%d1%8f%d0%b4%d0%b0%d1%82%d0%b0%d0%b9-%d1%80%d0%b0%d0%bc%d1%82-2011/trackback/

RSS feed for comments on this post.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: