«Геймеры», Школа современной пьесы, 2011

«Школа современной пьесы» в который раз оправдала свое название, — на сцене театра поставили «Геймеров» Льва Наумова, остросюжетный триллер для взрослых.

Страшная сказка о войне сейчас как никогда кстати. Все мы смотрим новости, но не все делаем выводы. Победитель драматургического конкурса «Действующие лица 2009» Лев Наумов написал о войне так, чтобы вопрос «зачем?» самоликвидировался. Наумов заменил его постулатом о судьбе-злодейке, матушке фортуне и прочих атрибутах тотального фатализма. Молодой режиссер Ольга Смирнова с такой расстановкой точек над i согласилась. Согласится или нет зритель — это его глубоко личное дело.

«Геймеры» — еще один пример постановки в жанре триллера. Российский зритель к такому театру еще не привык, даже с учетом постановок Серебренникова и Гырдева. Киноэстетика насильственной смерти близка не всем, и стоит заметить, в спектакле Смирновой она приглушена, на первом плане отнюдь не внешнее. Кровавую бойню и неоправданную жестокость зрителю почти не показывают, акцентируют внимание на том, что происходит с людьми в ожидании этой самой бойни и жестокости.

По сюжету восемь офицеров и солдат русской армии во время Русско-японской войны попали в плен. Японцы, поместившие их в мрачный подвал, затеяли игру, в которой жизнь каждого зависит от того, на какую букву начинается его фамилия. Первый в списке обречен на смерть, второму даруется и жизнь, и свобода. На протяжении двух часов пленники пытаются оправдать для себя предначертанное. В экстремальных условиях наружу лезет все, что обычно принято скрывать, — зависть, ненависть, звериные инстинкты. Характеры раскрываются здесь как цветы в саду, — и вот уже на кон ставится и честь, и дружба, и достоинство, и свобода.

Помимо разговоров о нравственности и морали, в темном и пыльном подвале случается предсказуемое убийство, — чтобы вторые стали первыми. До финала дотягивают только благородный раненый офицер, одно ничтожество и один мерзавец. Последний уже представляет, как будет плыть к дому, садится в валяющуюся в подвале дырявую лодку, берет в руки весла. Однако японцы убивают его, — ровно так, как было «положено» согласно первому списку. Судьба, знаете ли.

«Геймеры» не открыли зрителю имя нового режиссера (Смирновой удалось сделать добротный, качественный  спектакль, не более того), зато теперь ему известно имя нового драматурга Наумова. Невеселый посыл автора здесь искренен и очевиден. И разыграть его на сцене молодые актеры и дипломники РАТИ-ГИТИС смогли. Ребятам, старательно изображающим — кто сельского учителя, кто потомственного офицера, а кто юного философа, —  удалось главное, — панический ужас перед смертью. Вкупе с депрессивными декорациями художника Натальи Кирилловой (пыльные балки, толстые веревки-удавки, свисающие  с потолка, грязный пол и вентиляционный винт, который запускается как маховик ровно в тот момент, когда приходят за следующим) и гнетущей светомузыкой (в саундтрек спектакля входит музыка финской группы «Apocalyptica») все смотрится страшной правдой о человеческой судьбе.

Она зависима от истории, железный фатализм которой непреодолим. Ни тогда, ни сейчас в отношениях между людьми нет перемен, а в смерти одних и жизни других по-прежнему нет никакой логики. Вопрос — кого убьют первым, не важен, — история играет в куклы, и ей все равно.

http://www.vashdosug.ru/review/1742/

Реклама

The URI to TrackBack this entry is: https://vitvitskaya.wordpress.com/2011/03/21/%d0%b3%d0%b5%d0%b9%d0%bc%d0%b5%d1%80%d1%8b-%d1%88%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%b0-%d1%81%d0%be%d0%b2%d1%80%d0%b5%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d0%be%d0%b9-%d0%bf%d1%8c%d0%b5%d1%81%d1%8b-2011/trackback/

RSS feed for comments on this post.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: