«Кроткая», ШДИ, 2011

Такой «Кроткой» зритель еще не видел, — история мазохистской любви ростовщика и нищенки разыграна на сцене ШДИ под звуки хитов группы ДДТ.

Режиссер Игорь Лысов сделал попытку поставить фантастический рассказ Достоевского на современный лад. Чтобы и музыка, и секс, и танцы. Энергетика дня сегодняшнего в таком сценическом решении, безусловно, есть, но и ничего кроме. Музыка раннего Юрия Шевчука не менее самодостаточна, чем рассказ Достоевского. И несмотря на понятную идею соединить русскую прозу с русским роком, гармоничного союза не вышло. Одна только невнятица.

Первое, что бросается в глаза — смелое отношение к первоисточнику. Лысов игнорирует целые куски, связки и монологи. Человеку, «Кроткой» не читавшего, невозможно понять ни начала, ни конца этой истории. Рассказ будто бы должен быть о мучительной любви палача и жертвы, но здесь это не очевидно. На поверхности — бессвязный набор эпизодов, наспех скрепленный узнаваемыми мелодиями уважаемого Юрия Юлиановича.

Сначала Она приходит к Нему закладывать драгоценности. Затем Он жалеет ее, дает ей денег. Один спор, один обморок, вот они уже вместе, сцена с пистолетом, с мятыми купюрами и… всё. Оказывается, герои были женаты, и без нее ему свет не мил. Зачем, отчего Кроткая покончила собой, бросившись из окна? Откуда вдруг в ростовщике возникло чувство потери? Он ее любил? Мучил? Она — его? Вопросы закономерны, в спектакле же нет ни одного ответа.

Лысов акцентирует внимание зрителя на Кроткой, которую играет Виктория Костюхина. Играет из рук вон плохо, — манерничает, заламывает руки, по-старушечьи трясется, пафосно кричит, суетится… Актрисе не удалось показать ни отчаяния молодой девушки, ни ее нервозности, болезненности, ни обреченности, ни будто бы возникшей в ней любви к мучителю. Алексей Кобычев, играющий роль ростовщика, не похож на классического подпольного человека, эгоиста и фанфарона, с его маниями и склонностью к мазохизму. Никаких душевных терзаний не читается в его облике и манерах, как не читается и равнодушия. Что за герой, что за характер? — одна сплошная неудача.

Отношения его с Кроткой не очевидны с самого начала и до конца. И потому кульминационная сцена, в которой ростовщик закидывает Кроткую смятыми купюрами, а она ползает по полу, собирает их, тоже не смотрится. Сопереживать нечему, осознавать нечего.

Стоит, однако, упомянуть сценографию — спектакль идет в 7-ой студии театра, кабинете, похожем на пенал. Замкнутое пространство, в котором существует только убогая кровать, несколько образов и стол со стулом, идеально для камерной «Кроткой». Свет, играющий с деталями, тоже более или менее удачен (кровавые отсветы в финале, нерешительная полоска света из открывающейся двери в тот момент, когда Кроткая приходит к Ростовщику за деньгами и т. д.).

Что касается музыки (хиты ДДТ звучат в живом исполнении оркестра, расположившегося тут же на сцене) — она прекрасна. Сама по себе. Странный парный танец, который случается у героев под мелодии песен о родине, весне и дожде, судя по всему, есть символ интимных отношений, но уж очень он претенциозен и неуклюж. И уж точно ни этот танец, ни музыка ничего не добавляют к идее показать фатальность непонимания между мужчиной и женщиной, их одиночества и зависимости друг от друга, конечной гибели.

Спектакль Игоря Лысова очень спорный. Можно долго и подробно рассуждать о деталях, но здесь не получилось показать сложные психологические нюансы, которые так необходимы любой постановке, уж тем более — Достоевского. А это значит — не получилось, к сожалению, ничего.

http://www.vashdosug.ru/review/1866/

Advertisements

The URI to TrackBack this entry is: https://vitvitskaya.wordpress.com/2011/03/23/%d0%ba%d1%80%d0%be%d1%82%d0%ba%d0%b0%d1%8f-%d1%88%d0%b4%d0%b8-2011/trackback/

RSS feed for comments on this post.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: