«Калигула», Театр Наций, 2011

Завораживающее действо имени Някрошюса, оно же — знаковая премьера сезона в исполнении целой когорты суперзвезд с Евгением Мироновым во главе, состоялась в Театре Наций.

Спектакль литовского мэтра о том, как человек может изничтожить в себе человека, подняв над жизнью знамя одной идеи, получился сильным, эффектным и… несколько нарочитым. Как говорится, слишком высока концентрация гениальности за сценой и на сцене — Камю, Вагнер, Брукнер, Миронов, Девотченко, Гордин…. Всем им нужно было где-то развернуться. Эта заключенная в железные оковы единого замысла энергия наэлектризовала спектакль до нужной степени, — четыре отведенных «Калигуле» часа оторваться от происходящего невозможно.

С первой секунды Някрошюс бросает зрителя в водоворот традиционных экзистенциальных метафор и бьющих под дых образов. Перед нами — густозаселенный римский двор, заправляет которым сначала — радостный мальчик, затем разочаровавшийся в мечтах брат умершей сестры и, наконец, тиран-убийца. Перерождение, если точнее — вырождение Калигулы-Миронова происходит на фоне триумфальной арки, выложенной из шифера, собачьей будки и пары-тройки шиферных же тронов. Имперские формы равно куча строительного мусора, который придворные Калигулы большую часть времени таскают на себе. На сцене все время что-то происходит, пока Калигула извергает из себя жестокие истины о том, что все виновны и все несчастны, его свита стирает-гладит-убирает-строит-носит. Со стороны это общая для всех империй и цивилизаций картина вечной суеты на фоне вечной власти.

Отчетливее других проступают в придворной круговерти образы трех героев. По-собачьи преданного раба с красным от натуги лицом и жалобными глазами — Геликона (Гордин), всегда сердитого Кереи (Девотченко) и нервной и болезненной Цезонии (Мария Миронова). Эта троица ведет вкрадчивый, но все-таки спор с диктатором, каждый по-своему пытается убедить в преимуществе жизни перед смертью, любви — перед ненавистью, преданности — перед предательством. Геликон — собственным примером беззаветного служения безумцу, Керея — смелыми речами в лоб и финальным заговором против тирана, Цезония — робкими уговорами и нежностью.

Вопроса, почему убийцу кому-то жалко, не возникает. Несомненное обаяние артиста Миронова достается и его герою. Было ли так задумано, другой вопрос, однако факт остается фактом. Калигула не столько похож на сумасшедшего мучителя, сколько на несчастного самоубийцу с обугленной нутром. Оживший сатана в ярко-оранжевом одеянии, он сокрушает сам себя, и через это — вселенную, любовь и мечты. Надев мундир на манер смирительной рубахи, он связывает себе душу. После потери сестры-любовницы Друзиллы Калигула становится заложником идеи о свержении таких несправедливых богов. Отныне и вовеки он сам бог, который казнит людей в произвольном порядке и согласно случайному списку. Его попытки оправдать выбранный в качестве смысла жизни иррационализм, — акты неприкрытого насилия над собой и людьми.

Някрошюс громоздит здесь обезоруживающие метафоры — Калигула полощет белье в мыльной пене, затем пену на себя примеряет, изображая Венеру. Заставляя поданных такой Венере поклониться и такую Венеру полюбить, он четко следует идее: богов больше нет, вместо них — Калигула. Насилие над женами, убийства младенцев и пытки отцов, — зритель об ужасах власти только слышит. Пронзительным, болезненным символом зарвавашейся абсолютной власти выступает гора трупов, обозначенная бумажными ногами, одетыми в черные носки.

В своем психологическом эксперименте император доходит до предела тогда, когда последней надеждой бьющаяся жизнь Цезонии гаснет у него в руках. Калигула убивает любимую женщину камнем, который тут же целует. Ее предсмертные судороги похожи на судороги любовные, так Калигуле в последний раз намекают откуда-то свыше, что — любовь, сплетенная со смертью, и есть сверхцель человека. Но он намеков не понимает.

Миронов играет тирана-оборотня, у которого от сцены к сцене меняется взгляд — он то безучастный и отрешенный, иногда страдальческий, но чаще страшный и тяжелый, как могильная плита. Он учит сам себя быть безжалостным, при этом боль каждого прячет у себя на груди: Някрошюс делает видимым этот принцип — подданные несут Калигуле осколки зеркала, которые тот в свою очередь прячет под рубахой. Еще одно говорящее движение — Калигула беспрестанно потирает ладонь о ладонь (стирает кровь?), и тут же вздымает руки к небесам — его зацикленность на невозможном перечеркивает жизни других и собственную муку.

Тем не менее желаемой абсолютной свободы, невозможной своей луны, Калигула достигает только раз, — когда с криком «в историю» сам бросается к пришедшим его убивать патрициям.

Някрошюс сделал ставку на Миронова, потому что знал, так сыграть внутреннюю черную работу, обернувшуюся пустотой, отчаяние перед ужасом небытия, страдание и ранимую, но больную душу, мог только этот актер. В очередной раз он показал, как может отрешиться от себя во имя роли, во имя цели показать чужой духовный путь. Его работа осязаема, очевидна, напряжение, с которым худрук Театра Наций изображает обаятельного тирана, невероятно. Миронов играет безумца и сам становится на грань безумия.

Что касается критики, лавиной обрушившейся на «Калигулу» после премьеры, хочется сказать следующее — да, это не самый ровный спектакль Някрошюса, не всегда внятен здесь его запредельный метафоричный язык, много длиннот и ненужных пауз, однако при такой идеально решенной сверхзадаче (показать саморазрушение человека, испытуемого властью), стоит ли говорить о мелочах.

http://www.vashdosug.ru/review/2134/

http://www.theatreofnations.ru/performance/kaligula/

Реклама

The URI to TrackBack this entry is: https://vitvitskaya.wordpress.com/2011/03/31/%d0%ba%d0%b0%d0%bb%d0%b8%d0%b3%d1%83%d0%bb%d0%b0-%d1%82%d0%b5%d0%b0%d1%82%d1%80-%d0%bd%d0%b0%d1%86%d0%b8%d0%b9-2011/trackback/

RSS feed for comments on this post.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: