«Вечерний выезд общества слепых», Театр Сатиры, 2011

Художественная справедливость восторжествовала, — в Театре Сатиры снова ставят сатиру. Изголодавшийся по произведениям «на злобу дня» зритель валом валит на спектакль по старой новой пьесе Виктора Шендеровича.

Писатель-сатирик, подаривший стране «Кукол» и «Итого», придумал «Вечерний выезд общества слепых» в 1993 году, в 2011 — по просьбе Александра Ширвиндта его откорректировал с учетом реалий сегодняшнего дня. В итоге случилась острая пьеса про нашу с вами разобщенность, безвременье власти и отсутствие хоть каких-то ценностей. В Сатире ее поставил режиссер Михаил Чумаченко, сохранив авторский посыл про страшно смешную страну.

В российском театре (впрочем, и в стране тоже) умный смех — редкость, народ привык смеяться над дурацкими stand-up бравадами, альтернативой коих является непотопляемые Петросян и компания. И вдруг — спектакль, который и уму, и сердцу. Пьесу со смыслом играют думающие сильные актеры. Тут без труда прощаются любые авторские нестыковки, режиссерские или сценические огрехи. В сущности кто заметит, что прорисовка характеров далека от идеала (некоторые герои так и остаются только обозначенными: вроде парня в наушниках, бабушки или Серьезного), а мультяшные козлы в нарисованном метро, как и цветные шарики, символизирующие рвотное месиво, — лишние.

Начинается все эффектно (за сценографию отвечал художник Максим Обрезков, судя по всему, увлеченный техникой декупаж) — по туннелю мчится  поезд метро, с визгом проносятся линии передач, пассажиры тихо трясутся, думая каждый о своем. Редкая остановка — тихая паника — а после нервный срыв всех и каждого. В ситуации экстремальной наружу лезет все, что накипело. Монархист, захлебывается в собственной агитации, заканчивающейся словами «и прорастет семя, знамя, имя, семя», дамочка в рязановских «жутких розочках» визгливым голосом упрекает мужа в собственной неудачной жизни и просится «наверх, к нормальным людям, которым друг на друга наплевать», молодая парочка панков, отчаявшись доехать до съемной «хаты», пристраиваются прямо на сиденье, мамина дочка срывающимся голосом кричит в телефонную трубку матери, что «уже — женщина и взрослый человек», футбольный болельщик обещает всех перестрелять, бомжа-интеллигент тошнит, а случайно попавший в метро чиновник высшего звена прикидывает, как не прогадать и на чью сторону встать.

Кстати, о сторонах: в пьесе Шендеровича и внешний конфликт наличествует. Гражданин в плаще (его играет Федор Добронравов) и очкарик (Андрей Кайков) судят-рядят, что произошло с поездом и почему, собственно, стоим. Версии у того, и другого одна эффектнее другой. И джихад, и невыспавшийся машинист, и загул кришнаитов  с их хари-рамой, и восстание кротов. Публика верит в последнюю, самую абсурдную, поскольку, само собой, давно привыкла готовиться к самому худшему. Охваченные страхом перед завтра, все начинают скандировать «ура» кротам.

Хаотичность внешнего действия органична здесь по-хорошеум злым диалогам. В любом из них узнаваемое… всё. «Нам тут темно и воздуха не видно. А у них наверху — по первому и второму каналу танцуют». В конце концов, сплоченные ряды интеллигенции признаются остальным, что версия с кротами от начала до конца выдуманная.

Поезд трогается, народ, забыв про обиды и сомкнув ряды, едет дальше. А на долгожданной остановке в вагон садятся те самые обещанные кроты. Прав, ох как прав господин Шендерович: «С фантазиями надо осторожнее. Сбываются. Особенно в России».

http://www.vashdosug.ru/review/2983/

Advertisements

The URI to TrackBack this entry is: https://vitvitskaya.wordpress.com/2011/04/26/%d0%b2%d0%b5%d1%87%d0%b5%d1%80%d0%bd%d0%b8%d0%b9-%d0%b2%d1%8b%d0%b5%d0%b7%d0%b4-%d0%be%d0%b1%d1%89%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b0-%d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%bf%d1%8b%d1%85-%d1%82%d0%b5%d0%b0%d1%82/trackback/

RSS feed for comments on this post.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: