«Маска и душа», Театр на Таганке, 2011

Юрий Любимов поставил спектакль, посвященный жизни и судьбе Антона Чехова.

Легендарный театр выпустил премьеру о священной корове русского театра. После юбилейного года браться за Чехова было опасно — публика, что называется, переела. Однако Любимову удалось обновить чеховскую биографию до нужной степени неузнаваемости. Очевидный интерес вызывает у зрителя полуторачасовое полотно писательской судьбы, его мысли, терзавшие его вопросы, узнаваемый скепсис… И, наконец, главное — присутствие Чехова в дне сегодняшнем.

Любимов изменил привычную систему чеховских координат, убедительно доказав, что Чехов — явление не столько русское, сколько общемировое. Его писательской истине покорны и прошлое, и настоящее, и будущее. Поэтому органично смотрятся на сцене объединенные с личной перепиской Чехова его рассказы, воспоминания современников, фрагменты байроновской поэмы «Байрон» и переведенные на язык театра страницы книги Федора Шаляпина. В любой мизансцене, будь то допрос и обыск у знаменитого певца, гибель Мейерхольда или каиновская речь о несправедливости Бога — незримо присутствует Чехов. И пусть писатель не жил в то время, о котором идет речь, но его прозрения относительно человеческой природы безошибочны и точны. Чехов — гениальный соглядатай, и Любимов дает это понять.

Он выводит на сцену главного героя (Чехова играет Андрей Смиреннов) дозированно. Зрителю как будто дарят привычный образ — пальто, зонт-трость, шляпа, пенсне, характерное покашливание… Про знаменитые галоши актеры, одетые в костюмы чеховских персонажей, поют шутливую песенку. Иногда только писатель проговаривает выдержки из собственных писем друзьям и вздыхает, затем скрывается в полутьме кулис.

Отдельно стоит сказать о сахалинской сцене — Чехов сидит на телеге, которую везет бритый на полголовы каторжник. Казалось бы, минутная зарисовка, мазок режиссерской кисти. А сахалинский период чеховской биографии становится видимым, отчетливым.

В остальное время на сцене,уже без Чехова, течет жизнь его героев (Любимов включил в спектакль рассказы «Маска», «Святою ночью», «Живая хронология», «Мелюзга», «В суде», «Учитель», «Пассажир первого класса» и повесть «Степь»). Перед зрителем возникает целая галерея образов: невинно осужденный крестьянин, смертельно больной учитель, монах-паромщик, инженер, мечтающий о настоящей славе, Егорка в степи. Все это — узнаваемый серенький люд, со своими проблемами и проблемками, душами и надетыми на эти души масками. Чехов-врач маски эти срывает, ставит горький диагноз: скучно и плохо живут люди, им бы поменять всё, но — не умеют, не хотят, не понимают.

Неожиданно ново звучат здесь чеховские тихие призывы: «Читайте Библию! Балбесы!» и «Помни, совершенным творением Бога является человеческая душа — нравственная архитектура». О нравственности говорит зрителю и Любимов — вслед за своим кумиром — негромко, интеллигентно. Мэтр включил в сценографию церковные колокола и святые образа, а в музыкальное оформление спектакля — колокольный звон, песнопения и молитвы. Чехов был воспитан в религиозном священном трепете, веру свою до конца не принял, однако в конце пути пришел именно к ней. К ней же, по всей видимости, должен прийти и зритель.

Однозначна хороша в таком контексте инфернальная сценография спектакля, для которой Любимов выбрал скульптуру Эрнста Неизвестного «Рука скорби», зеркало «Солнце» и живопись Татьяны Назаренко. В зеркале отражается скоротечность жизни, в картинах — ее суть и радость. А белоснежная десница, распростертая над человеческими судьбами, есть точный образ роковой предопределенности для всех и каждого.

В финале на прощание рука взметнется в единственном порыве, вслед уплывающему в вечность плоту, на котором стоит сам Чехов и его герои. Глядя на них, захочется в который раз вчитаться, вдуматься в чеховские истины. Посожалеть о прекрасном в нас, усмехнуться некрасивому, поверить в будущее.

http://www.vashdosug.ru/review/3045/

Advertisements

The URI to TrackBack this entry is: https://vitvitskaya.wordpress.com/2011/04/26/%d0%bc%d0%b0%d1%81%d0%ba%d0%b0-%d0%b8-%d0%b4%d1%83%d1%88%d0%b0-%d1%82%d0%b5%d0%b0%d1%82%d1%80-%d0%bd%d0%b0-%d1%82%d0%b0%d0%b3%d0%b0%d0%bd%d0%ba%d0%b5-2011/trackback/

RSS feed for comments on this post.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: