«Утраченные иллюзии», Большой театр, 2011

В Большом театре в рамках «Черешневого леса» состоялась долгожданная премьера драмбалета, основанного на романе Оноре де Бальзака «Утраченные иллюзии».

Экс-худрук балета Большого театра, а ныне резидент ABT Алексей Ратманский, в компании с композитором Леонидом Десятниковым, сценографом Жеромом Капланом и дирижером Александром Ведерниковым развернули на главной сцене страны полномасштабную костюмированную мелодраму. Со слезной любовью, душевными терзаниями и утратой всяческих иллюзий. Случившееся действо, однако, безусловным попаданием назвать сложно.

Ставить нарративный балет сегодня рискованно, публика привыкла к бессюжетным современным конструкциям и длинную трехактную драму, пусть даже в многообещающей хореографии и под многообещающую музыку, выносить не привыкла. Некоторая старомодность, впрочем, могла бы сыграть на руку, если бы не сразу несколько «но»: в хореографии Ратманского много традиции, в сценографии Каплана — излишних деталей. Кроме этого, образы главных героев (романтичного Люсьена, искренней Корали, коварной Флорины) из-за скудноватой пластики кажутся схематичными, а их страсти надуманными, неживыми.

Авторы основывались не столько на внушительном романе Бальзака, сколько на удачном либретто, предложенном Владимиром Дмитриевым еще в 1936 году для постановки Мариинского театра. Только уложив многостраничные раздумья писателя об обманчивом мире во внятную схему, можно было перейти к сочинению хореографии и музыки. В современной версии сочинением Бориса Асафьева и балетом Ростислава Захарова решено было пренебречь. Алексей Ратманский и Леонид Десятников представили свою версию книжных событий.

Отдельных и благодарных слов заслуживает здесь рафинированная музыка Десятникова. Очевидна удачная попытка нотами рассказать историю несбывшихся надежд Люсьена и Корали. Несмотря на эпический размах, композитору удалась и интимность, камерность главных тем. Когда Люсьен влюблен или увлечен сочинительством, солирует фортепиано. Когда он музицирует на заказ или увлекается пустышкой Флориной и в ее лице — удовольствиями Парижа — звучит только оркестр. Безошибочны мелодика, ритм. Это, действительно, Бальзак с его по-прежнему актуальными выводами относительно человеческой природы. Парижская жизнь театра насквозь фальшива, внешние атрибуты не могут изничтожить злой правды о закулисной борьбе прим, о банкировых содержанках и за деньги купленном успехе.

По сюжету Люсьен очаровывается неправдой, предает любовь и собственный талант, раскаивается, но остается ни с чем. Все эти скучноватые перипетии и спасает музыка. В ней слышится подлинность. С хореографией сложнее. Нельзя сказать, что Ратманский дал раскрыться звездам Большого (у балета четыре состава, в которых танцуют и Осипова, и Васильев, и Шипулина). Его балет простоватый, слишком гладенький, чтобы цеплять даже обычного зрителя. Нельзя выделить ни одну сцену, кроме, пожалуй, «настольных» фуэте Флорины. Танцевать всей этой балетной ораве, задействованной в спектакле (ведь Ратманский показывает «весь Париж», с журналистами, служанками, кучерами, гостями на балу, случайными зеваками и завсегдатаями театра ), в общем-то нечего.

Зато есть где. Жером Корали правильно расставил акценты, место действие никуда не переносил, скрупулезно воссоздал исторический облик светского Парижа30-хXIX века. Эффектно смотрятся декорации-сепия и плывущие облака (дым пустых мечтаний?) над сценой. Комнаты Люсьена и Корали символичны (обрывающаяся лестница, пустые стены, низкие потолки). Костюмы совершенны, что называется, от туфелек до шляпки. Однако эта безукоризненность все же вызывает некоторое сомнение. Слишком тяжеловесной кажется здесь такая проработка деталей. Резкий контраст богатых декораций и по сути бедного танца бросается в глаза еще больше.

Жаль, но, по всей видимости,придется признать, — несмотря на яркий прецедент, картины характеров и нравов бальзаковского Парижа, которых так ждали балетоманы столицы, не случилось. Впрочем, тем, кто любит костюмные драмы и хорошую музыку, это помешать не должно.

http://www.vashdosug.ru/review/3163/

Реклама

The URI to TrackBack this entry is: https://vitvitskaya.wordpress.com/2011/05/06/%d1%83%d1%82%d1%80%d0%b0%d1%87%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b5-%d0%b8%d0%bb%d0%bb%d1%8e%d0%b7%d0%b8%d0%b8-%d0%b1%d0%be%d0%bb%d1%8c%d1%88%d0%be%d0%b9-%d1%82%d0%b5%d0%b0%d1%82%d1%80-2011/trackback/

RSS feed for comments on this post.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: