«Зажги мой огонь», Театр.doc, 2011

Крохотный подвал, принадлежащий Театру.doc, штурмует толпа страждущих увидеть, что есть живительная сила искусства. Два часа реального времени, свободно перемещаясь в пространстве, здесь «зажигают свой огонь» рок-идолы 60-х.

Джим Моррисон, Дженис Джоплин и Джимми Хендрикс под чутким руководством драматурга и журналиста Саши Денисовой и режиссера Юрия Муравицкого прописываются в детстве и юности актеров, их играющих, становясь роднее самых близких. Свидетельствуют ссорам родителей, сбегают из дома, врут в школе, курят траву и сочиняют мрачные вирши. Метаморфозы оправданы и несомненны, — а где еще они могли расти, рок-н-ролльные то божества? Глядя на всю их гомерически смешную катавасию, очень хочется сегодня вылезти из своей скорлупы и начать жить по-настоящему: по-дурацки.

Вудсток со всеми своими феньками и убийственной свободой на 2 часа оказывается в душном подвальчике в Трехпрудном переулке. Нездорово блестят глаза наших героев, они в париках и брюках-клеш, а еще у них сумки, расшитые бисером и цветные перья в распущенных волосах. Арина Маракулина, Алексей Юдников, Анна Егорова, Ильяс Тамеев, Михаил Ефимов и Талгат Баталов, — все фантастически хороши. И убедительны в любом из 23 эпизодов, им приписанных на этот вечер. Вот папа русского народного Джима Моррисона, адмирал, приходит домой, не купив по дороге картошки. А потом его сына допрашивает мент. И на вопрос «Зачем ты это сделал?» будущий рок-герой отвечает душевно: «Я хотел помочь людям!» (то же самое произносит мультяшный Прометей — отрывок советского мультфильма демонстрируется на стене). А вот «наша» Дженис Джоплин дает интервью каналу «Культура»: заинтересованно молчит, пока гениально спародированный Флярковский задает ей единственный вопрос, растекаясь по древу. Неправдоподобно прекрасная училка в розовом парике допрашивает класс, а когда Моррисон опаздывает, объясняя это тем, что «сестру цыгане украли», умилительно ругается. Родной Хендрикс уверенным тоном рассказывает, как создал в Ташкенте в школьные годы рок-группу, как на их концерты приходила братва.

Спектакль отлично структурирован, но при этом возникает ощущение стремительности. Однако как такового финала у него нет. Актеры ловко жонглируют ролями и образами, шутками и сокровенными признаниями. Своими, чужими, — нашими. Они по сути делятся своими личными историями, зачитывают дневниковые записи и рассказывают про самое-самое. А общий «дуракаваляшный» стиль ничего этого не нивелирует, и даже напротив, — подчеркивает пьянящую интимность произносимого текста.

Упоительная свобода заразительна, и восхищенный зритель, не стесняясь, хохочет в голос, бьет себя по коленке, присвистывает. Девочки узнают себя в юной Дженис, которую гнобили в школе, мальчики — в юношеских бунтах против жизни, ставших принципами их короткой жизни. Короче, все друг другу становятся своими.

Ну и, конечно, в этом спектакле много той самой музыки: с удовольствием вспоминается забытый фальцет Джоплин, гитарные выкрутасы Хендрикса, голос-крик Моррисона. Ностальгическое начало, однако ж, так грамотно вписано в современную ткань этого спектакля, что культовые песни ушедшей эпохи вдруг слушаются как новые хиты.

Возможно, кто-то, не зараженный вирусом нового театра, спросит — «при чем здесь музыка и музыканты?». И будет, в сущности, прав. Ни при чем. Но идея не в них. А в том, чтобы свою жизнь выстроить, поняв всё про чужие. А еще о том, что свободу и мечту ищут во все времена. И они по-прежнему остаются недосягаемы.

http://www.vashdosug.ru/review/5221/

Advertisements
Published in: on 31.05.2011 at 13:43  Добавить комментарий  

The URI to TrackBack this entry is: https://vitvitskaya.wordpress.com/2011/05/31/%d0%b7%d0%b0%d0%b6%d0%b3%d0%b8-%d0%bc%d0%be%d0%b9-%d0%be%d0%b3%d0%be%d0%bd%d1%8c-%d1%82%d0%b5%d0%b0%d1%82%d1%80-doc-2011/trackback/

RSS feed for comments on this post.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: