«За вас приемлю смерть», МАМТ, 2011

Испанский мэтр подарил МАМТу еще один колдовской балет, на этот раз — о Золотом веке Испании.

XVI–XVII столетия, ставшие для испанской культуры знаковыми, Начо Дуато решил приблизить к народу, элегантно и точно соединив приметы ушедшей эпохи, ее чувственное обаяние и тонкую красоту с современным бешеным ритмом и вечной нервозностью. В итоге случился26-минутный шедевр, в котором хореография играет роль провидения: всё про любовь и смерть нам рассказывают языком танца.

Если кто-то ожидает увидеть на сцене персонажей Сервантеса, будет удивлен их отсутствием. Дуато перекинул взор с набивших оскомину приключений дон-кихотов на малоизвестную любовную поэзию Гарсиласо де ла Вега. Финальную фразу одного из сонетов («Рожденный ради вас, живущий вами, я из-за вас приму — приемлю! — смерть») хореограф выносит в название балета, тем самым оправдывая его бессюжетность и заточенность на эмоциях. Безымянные испанские доны и доньи и живут на сцене, с одинаковым пылом отдаваясь великим любовям и игрушечным флиртам.

Их жизни — от рождения до тризны — полны наслаждений. Сначала Дуато выводит на сцену танцовщиков в телесных трико, их танец — символ первородного греха. Затем они исчезают в тяжелых складках черного-красного занавеса, чтобы появиться вновь — облаченными в комзолы с пышными рукавами и шуршащие юбки до пят. Меняется антураж, а суть остается неизменной — Испания любит любить. Вереница изысканных дуэтов и ансамблевых сцен поражает воображение — это танец тончайшей выделки, шепот рук и ног, парадоксальная смена темпов и телодвижений. В массовых сценах этот танцевальный хаос создает ощущение полноты жизни, с ее многобразием любовных сюжетов и горестных финалов. У Дуато на сцене все исповедуются — женщины в том, что часто обманывают (бесподобная мизансцена с белыми масками), мужчины — в том, что обожают обманщиц. Запах ладана разносится по залу, когда танцуют истовые «церковники» в черных плащах с кадильницами в руках.

Однако никакой мрачности. Дуато светел, даже когда сочиняет сумрачный пассаж о смерти или инстинктах живой плоти. В его прямодушной нежной хореографии нет места тягостным концепциям, он весь — память и воздух. Неуловимость его метафор как оммаж испанскому темпераменту (только ты проникся чувством, а виновник/виновница уже далеко, вот-вот молитвы твои услышит Бог, как он отворачивается от тебя). Под строго и торжественно звучащие стихи ла Веги и звуки оркестра зритель окунается в океан чувственности. Любовное томление или страстные объятия, шутливые признания и беспросветное одиночество, — в танце умеет ожить все. В финале действующие лица вновь предстанут перед зрителем без одежды: любовь — есть начало и конец всему, а первородный грех есть величайшее счастье.

Балет, безусловно, получился. Несмотря на иную выучку русских танцовщиков и их видимое старание ее преодолеть, постановка дарит визуальное наслаждение, напоминая о солнечном полуденном Мадриде, полном кокетства и церемоний, мечтаний и иронии. Это балет, после которого хочется сорваться в Испанию и самолично убедиться в правоте хореографа, утверждающего своим искусством безусловную красоту своей страны и правоту ментальности своего народа. Разрешившего себе любить кого захотят — честно и без сомнений. В Золотом ли веке, или нынешнем — из фольги.

http://www.vashdosug.ru/review/5533/

http://www.stanislavskymusic.ru/press.html?PId=74&id=318

Published in: on 31.05.2011 at 13:54  Добавить комментарий  

The URI to TrackBack this entry is: https://vitvitskaya.wordpress.com/2011/05/31/%d0%b7%d0%b0-%d0%b2%d0%b0%d1%81-%d0%bf%d1%80%d0%b8%d0%b5%d0%bc%d0%bb%d1%8e-%d1%81%d0%bc%d0%b5%d1%80%d1%82%d1%8c-%d0%bc%d0%b0%d0%bc%d1%82-2011/trackback/

RSS feed for comments on this post.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: