«Мастер и Маргарита», МХТ им. Чехова, 2011

В МХТ им. Чехова состоялся предпремьерный показ очередой версии культового романа ХХ века «Мастер и Маргарита». В интерпретации венгра Яноша Саса он оказался похож на оснащенный современными технологиями развеселый и немножко пугающий карнавал.

Чего только не бывает в театре, удивиться сложно. Но можно. Так, в новом «Мастере и Марагарите» Воланд и его свита правят бал не просто в Москве, но в московской подземке. Там же располагается психлечебница, комнатушка влюбленных и город Иршалаим. Многосоставной сюжет романа передан очень близко к тексту, все основные сюжетные линии и действующие лица сохранены. Декорации эффектны. Но случился ли при всем при этом на сцене главного драматического театра страны Булгаков, все равно вопрос.

Янош Сас, получивший массу наград за «Войцека», — режиссер с ярко выраженным стилем киношника. Его спектакль в МХТ сработан как длинный и красочный фильм. Действие периодически смещается со сцены на экран в прямом смысле. Первый эффект — «демонстрация» казни Иешуа. Мастер (Анатолий Белый) проговаривает начало своего романа, а на установленных над сценой экранах серой заставкой дребезжат три креста. Люди в форме стоят, подняв к ним головы, ждут смерти Иешуа. Сценография в целом любопытна и символична. Пугающая чернота глубокой сцены, ржавые стены, балки, рельсы метро, угрожающая красным отблеском буква М надо всем этим… Кстати,эта буква самым трогательным образом оборачивается буквой W, когда бал правит Воланд. Хороша идея с поездами метро, которые увозят «советских» героев и возвращают Сатану и его свиту. Жонглирование мирами придает четырехчасовому действу импульс движения.

Реалии столичной подземки очевидно призваны отвечать за мрачность и пресловутую мистическую составляющую романа. Однако, если это и удается, то только в самом начале. Внимание зрителя сосредотачивается затем на буффонаде и гэгах, коими изобилует сценическая версия романа. Публику важно развлечь,- этот постулат нового театр Янош Сас чтит и помнит. Зрительские массы призваны у него в первую очередь заходиться в восторге от похождений нервного Бездомного (Виктор Хориняк), обиженного Кота Бегемота (Федор Лавров), грубоватого Азазелло (Игнатий Акрочков), услужливой Геллы (Мария Зорина), циничного Коровьева (Михаил Трухин), и только потом философствовать о боге-черте и вечной любви. Ну вот массы и заходятся.

Центральное лицо здесь, конечно, Воланд. К счастью для спектакля, его играет мэтр — Дмитрий Назаров. С длинными черными волосами, в шелковом костюме, с серебряной перчаткой на груди и длинной тростью в руках, он отвечает всем требованием зрительской любви. Вальяжен, неспешен и… бесконечно обаятелен. К нему тянутся все сюжетные нити, на нем зиждется вся режиссерская концепция. Сначала сцена с Берлиозом (Игорь Золотовицкий), затем с директором театра Лиходеевым (Эдуард Чекмазов), потом с председателем жилищного товарищетсва Никанором Босым (Валерий Трошин), наконец, с Жоржем Бенгальским (Игорь Верник). Сеанс черной магии, который объявляет Жорж, как финальная черта, за которой, к сожалению, спектакль становится полностью развлекательным.

Безупречные эстрадные манеры господина Верника мгновенно превращают театр в балаган. И вот уже ему «отрезают голову», ее пластмассовая копия чего-то там вещает в зал, из-под колосников разлетаются денежные купюры, а мадамы и месье из зала бегут на сцену примерять французские наряды, оставаясь через минуту в неглиже. Еще чуть позже неубедительная, зато тоже обнаженная Маргарита (Наталья Швец) летит на бал (на натянутом белом полотнище над сценой — видеопроекция парящей в небе ведьмы), затем встречает гостей Сатаны, разодетых почему-то как герои горьковской ночлежки. Сцену заливает красным светом, по всей видимости, для устрашения.

Любовная линия в спектакле ярко выражена, но неубедительна. Искры между Анатолием Белым и Натальей Швец нет, кроме того, актриса очевидно очень старается «пылать любовью». Отчего фальшивит, ее монологами звучат какими-то рывками, а движения выглядят угловатыми. Белый же играет так ровно, что даже как будто слишком.

Финал спектакля скомкан — Понтий Пилат в полосатом костюме (Николай Чиндяйкин) мучается чувством вины и размышляет вслух о Га-Ноцри(на экранах крупным планом выступает лицо Иешуа, точнее — его глаза (актер Игорь Хрипунов, как и Швец, очень старается, его цель — изобразить вселенскую мудрость). Смена плана, Воланду человек в костюме клерка (Ангел) приказывает даровать Мастеру и Маргарите покой, на заднике сцены проявляется огромная серая планета, к которой, взявшись за руки, и уходят в вечность герои. Запертый в психушке Иван Бездомный читает монолог «кто сказал, что не бывает на свете…», далее по тексту. Аплодисменты, занавес.

Театралы новой постановке, если порадуются, то слегка, а вот публика спектакль венгерского режиссера очевидно примет на ура. Он не забыл ни об одном ее желании (на сцене герои полюбили, разделись, пошутили, поплясали, даже спели — Верник, вооружившись тремя грациями, продемонстрировал и музыкальный талант тоже). Ну а то, что от главного романа всех советских и постсоветских интеллектуалов страны остался только яркий остов, не страшно. В театр давно ходят не за тем, чтобы думать. Впрочем, задуматься публике тоже предложено, ведь булгаковский текст никуда не делся, тем более, что слышен он из уст очень неплохих актеров. Ну, а вдруг?

http://www.vashdosug.ru/review/5921/

Реклама

The URI to TrackBack this entry is: https://vitvitskaya.wordpress.com/2011/07/07/%d0%bc%d0%b0%d1%81%d1%82%d0%b5%d1%80-%d0%b8-%d0%bc%d0%b0%d1%80%d0%b3%d0%b0%d1%80%d0%b8%d1%82%d0%b0-%d0%bc%d1%85%d1%82-%d0%b8%d0%bc-%d1%87%d0%b5%d1%85%d0%be%d0%b2%d0%b0-2011/trackback/

RSS feed for comments on this post.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: