«Откровения», DanceInversion, 2011

На мощный и страстный танец Театра Элвина Эйли целую неделю не могла налюбоваться театральная Москва.

Один из самых знаменитых американских коллективов пожаловал в российскую столицу на фестиваль DanceInversion, который при поддержке посольства США будет идти на сцене МАМТа в течение полугода. Последователи чернокожего мэтра Элвина Эйли, сделавшего многовековое рабство своего народа предметом хореографического исследования, представили публике две программы одноактных балетов. И в ту, и в другую включили легендарные «Откровения». Балет-шедевр отмечает в этом году50-летие, и хотя смотреть его дело приятное, однако не такое увлекательное, как представлялось.

«Откровения» — получасовой портрет поколения. История чернокожих людей, переживших дискриминацию и унижения и все же не разучившихся петь радостные гимны в своих церквях и там же под них задорно отплясывать. Балет красивый, эффектный и… несовременный. Думается, что в досадном впечатлении виновата отнюдь не старомодная, исключительная хореография, и не какая-то особая выправка танцоров (вполне приличная, кстати), а их личная незаинтересованность в теме. Негры американского юга в этих холеных и накаченных красавцах и красавицах не читаются вовсе, как ни старайся. Тем более что по соображениям политкорректности некоторые чернокожие артисты в труппе были заменены на артистов со светлой кожей. Менталитет другой — другая и пластика.

Короткий балет разделен на три равноправных части: в первой «рабы» страдают, возводят руки к небу в немой мольбе «остановить все это», во второй облаченные в белое проводят обряд крещения в реке, в третьей, сменив белое на ярко-желтое, под церковные песнопения исполняют танец-гимн жизни и любви.

В хореографии очевидна экспрессивность — подкупающая проникновенная нежность к своему народу, гордость за него и любовь. Жаль, что передать все это артистам удается «на троечку». Хотя — надо отдать им должное — их физическая форма безупречна. Прыжки, пируэты, шпагаты… И парни, и девушки отлично натренированы, они точно воссоздают сложный и уникальный рисунок танца Элвина Эйли, не хватет одного, — души. Публика, впрочем, ликует, — в мощи и страсти американским танцорам нет равных, это правда. В пафосе тоже. В России же пафос любят и понимают, — что поделать, сами грешны.

Сильное впечатление на зрителя производит и монобалет «В/нутри». Под удивительную музыку Нины Саймон чернокожий артист вытанцовывает свою боль, страх, нежность и любовь. Балет поставлен Робертом Батллом, унаследовавшим от Эйли традицию откровенничать в танце. А мужской танец — это психология, помноженная на физиологию. Здесь море невоспроизводимых словом нюансов — Батлл смешивает разные танцевальные стили, заставляя своего артиста демонстрировать профпригодность, танцуя и джаз, и модерн, и классику. 20 минут такого танцевального гипноза, и вам хочется записаться в любую студию, где учат двигаться в такт сердцу. Такой танец — по Батллу, действительно, заразителен.

О чем лишний раз напоминает еще один его балет «Любовные истории». Вместе с Джудит Джеймисон Роберт Баттл разрешает своей труппе пуститься во все тяжкие. В самых простых декорациях (задник меняет цвет), артисты устраивают условный междусобойчик. Развлекалово, во время которого понарошку соревнуются в дискотечном джазе, хип-хопе и прочих разновидностях современного танца. Они делают это с таким восторгом, что глядя на них забываешь, что пришел в театр ради исторических «Откровений». В «Историях» есть настоящий, живой драйв и категоричность, присущая молодежным субкультурам Америки, их традиции и особенная привлекательность. Категоричность эта понятна, узнаваема и абсолютна органична в данном контексте. Ребята танцуют самих себя, — молодых, сильных, успешных.

Наконец, балет «Ночные существа». В хореографии Элви под музыку Дюка Эллингтона он, однако, оказывается самым слабым звеном в сильной цепи. Прозрачный намек на Бродвей уплощает и без того слабую идею с ночными духами, которые никак не определятся со своими страстями, гоняются друг за дружкой, потом своих же избранников отвергают.

Балет преимущественно основан на джазовой хореографии, кордебалет здесь выстроен треугольником («носом» к зрителю«), что уже — непозволительно просто для легендарной хореографии. Выручает юмор — в сценках между «духами» происходит много забавного, все эти кокетливые вскидывания ножки и делания ручкой вызывают улыбку, а значит нравятся. Вечный голливудский хэппи-энд очевиден, но не невероятен. Американцы как никак.

http://www.vashdosug.ru/review/5968/

Published in: on 07.07.2011 at 16:16  Добавить комментарий  

The URI to TrackBack this entry is: https://vitvitskaya.wordpress.com/2011/07/07/%d0%be%d1%82%d0%ba%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8f-danceinversion-2011/trackback/

RSS feed for comments on this post.

Оставьте комментарий