«Смола и перья», Чеховский фестиваль, 2011

Философский цирк от французской компании «Руки, ноги, и голова тоже» претендует на звание лучшего спектакля нынешнего Чеховского фестиваля.

Удивительная гармоничность этого поэтического театра, основывающегося на модерновых танцах и опасных акробатических трюках, бросается в глаза сразу. Движение здесь неотделимо от философии, а чувства — от мысли. Сверхчеловеческая ловкость пяти артистов-акробатов — основа основ маленького театра, которому как ни одному цирку в мире дано показать пресловутый космос человеческого бытия, с полетами души, нежными снами, счастливой любовью, страшным горем, хрупкими надеждами на спокойное грядущее.

Матюрен Болз — циркач, который превратил непростое ремесло в поэзию. Смотреть спектакль «Смола и перья» все равно, что заглянуть в чужой сон. Героям неведомы законы притяжения (артисты вмето репетиций занимались параболическими полетами), а это значит пределов для сценические метафор у режиссера практически нет. Уникальная форма постановки определяет его суть: подвешенный на сомнительный тросах мир человеческих отношений, каждую минуту грозящийся кануть в вечность.

В черном пространстве сцены зритель видит парящий на высоте двух метров помост с нелепыми человечками в нелепой одежде. Они раскачивают свой мир как качели, взлетают и падают, проваливаются в грязные люки, засыпают в куче отбросов и размахивают сорванной с груди рубашкой как спасительным флагом. В течение часа с лишним эти пятеро успевают пошутить и поплакать, подраться, влюбиться-расстаться и помечтать. Любое их движение непостижимо и прекрасно. Чего стоит одна только сценка с отзеркаливанием (повисший вниз головой артист копирует движения стоящего на помосте собрата). А «буря», разбросавшая героев по мачтам их условного корабля, оставившая от помоста только остов, остальное же разметав в щепки?

Спектакль основан на романе Джона Стейнбека «Люди и мыши», в котором подняты темы дороги, вины, мечтаний и сочувствия (два отшельника ищут свою дорогу в жизни). Болз и его подопечные танцует свою версию событий, но главное, что есть в произведении (сочувствие к миру и людям, которые отчаянно стараются не погибнуть в страшном и хрупком мире) они оставили. Их танец символичен от первого движения до последнего, люди как воздушные шарики, могут лопнуть от крошечного укола (чужих слов, судьбы, катастрофы?), но остаются жить. И страховать друг друга. Синусоида судьбоносного танца не может не впечатлять, — танцоры или яростно летают над своим помостом, задерживаясь только, чтобы перехватить друг у друга трос или доску-мачту, либо замирают над черной бездной, покачиваясь на длинных веревках. Музыкальным фоном этому безусловному космосу служит психоделическая музыка и тихий шелест бумажного мусора.

Танцевальная история Болза вышла выше всяких похвал, это настоящий живой современный театр. В котором высокой идее и человечному посылу подчинен всё: любое изменение пространства и обстоятельств. Музыка, шаги и мысли. Наконец, это просто красивый театр, увидеть который и не проникнуться им, невозможно.

http://www.vashdosug.ru/review/6002/
http://www.chekhovfest.ru/press/2011/

Реклама

The URI to TrackBack this entry is: https://vitvitskaya.wordpress.com/2011/07/18/%d1%81%d0%bc%d0%be%d0%bb%d0%b0-%d0%b8-%d0%bf%d0%b5%d1%80%d1%8c%d1%8f-%d1%87%d0%b5%d1%85%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d1%84%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b8%d0%b2%d0%b0%d0%bb%d1%8c-2011/trackback/

RSS feed for comments on this post.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: