«Пришел мужчина к женщине. Новая версия», ШСП, 2011

Римейк старого театрального хита Иосиф Райхельгауз сделал зря.

Когда-то в спектакле «Пришел мужчина к женщине» играла Любовь Полищук, Ирина Алферова и Альберт Филозов. Играли блестяще — про другое время и другую любовь. Сегодня советскую мелодраму отчаянно пытаются реанимировать сразу два актерских состава: Виктор Вержбицкий и Анжелика Волчкова, Алексей Гнилицкий и Юлия Ромашина. И если ностальгирующим по своей юности в другой стране грустная сказка может понравиться, то всем остальным она покажется старомодной, к тому же основательно подпорченной насильственным обновлением.

Пьеса Злотникова, безусловно, из разряда знаковых для своей эпохи. Драматург сочинил ее в далеком 1978 году, 10 лет спустя с нее началась история театра «Школа современной пьесы». Нарочитая обыденность происходящего (незамужнюю одинокую Дину Федоровну друзья знакомят с неженатым одиноким фармацевтом Виктором Петровичем) отсылает зрителя к культовому рязановскому фильму про служебный роман. Отличие в том, что роман не служебный, а случайный, и женщина не мымра, а очень даже наоборот. Во всем остальном схема та же: успешная Она, не очень успешный Он, интерес, непонимание, ссоры, любовь.

Встреча двух одиночеств — тема актуальная во все времена, в театре и кино 20 лет она была гарантом успеха любой постановки,фильма. Тогда замужество было необходимостью, а любовь, действительно, единственной возможностью «воспарить над серой действительностью». Сегодня и та, и другая «аксиома» требует веских оснований и доказательств. Поэтому так наивны в спектакли ШСП причитания молодой и обеспеченной женщины на тему «ах кого бы полюбить и за кого замуж пойти», еще менее убедительно смотрится мужчина, который хочет, но боится.

Неловкость двух взрослых людей в этом спектакле отдает нафталином. А финальное возвращение героя смотрится откровенно нелепо: женщина дает таксисту неправильный адрес, поэтому мужчина не уезжает и возвращается. И в квартиру, и в жизнь. Если бы режиссер не стал сознательно перекраивать советскую действительность, спектакль был бы спасен. Советские реалии вкупе с современным бытом совсем не смотрятся, даже  с отсылкой на театральную условность. Художник Алексей Трегубов, к слову, последовательно и точно воссоздал квартиру из нашего сегодня. Вместо трех обшарпанных ширмочек он опустил перед зрителем занавес с нарисованными на нем двумя этажами обычной панельки, за занавесом разместил квартиру в разрезе. Кухня, вытяжка,туалет, санузел, кровать, телевизор, ковер и даже пылесос. Вещественная документальность на сцене смотрится забавно, но повторюсь, не имеет связки с текстом пьесы.

Актеры в любовь не по правилам играют обстоятельно, при этом кажется, диалог они ведут на разных языках. Он — на языке рязановского шедевра, она — на языке театральной репризы. Оба убедительны каждый по себе, жаль, предложенные Злотниковым обстоятельства они не в силах примерить на себя. И уж совсем не к месту на сцене случается в спектакле параллельная история любви. Еще в одной квартире многоэтажки безымянный скульптор лепит свою Галатею, а после того, как она оживает, танцует с ней танго.

Грустно смотреть на возвращенный на сцену спектакль, в котором по-новому посмотреть на старые проблемы не удалось, как не удалсоь сохранить трогательный флер ушедшей эпохи. Зачем вообще был нужен римейк, когда можно было остановиться на легком апгрейде?

http://www.vashdosug.ru/review/6590/

Advertisements

The URI to TrackBack this entry is: https://vitvitskaya.wordpress.com/2011/09/06/%d0%bf%d1%80%d0%b8%d1%88%d0%b5%d0%bb-%d0%bc%d1%83%d0%b6%d1%87%d0%b8%d0%bd%d0%b0-%d0%ba-%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d1%89%d0%b8%d0%bd%d0%b5-%d0%bd%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%8f-%d0%b2%d0%b5%d1%80%d1%81%d0%b8%d1%8f/trackback/

RSS feed for comments on this post.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: