Wonderland 80, Театр п/р Табакова, 2011

Константин Богомолов соединил блистательный довлатовский травелог «Заповедник» и кэролловскую «Алису», высветив трагедию homo soveticus в эпоху застоя.

Оба произведения Богомолов взялся репетировать и ставить по отдельности. Но в какой-то счастливый момент ему в голову пришла мысль, что они отзеркаливают друг друга. А заодно и безнадежность человеческого существования. Итоговый спектакль получился почти что гениальной эпитафией с ярко-выраженными чертами социальной сатиры. А еще с легко считываемым намеком на сегодняшний отечественный Wonderland, из которого так же хочется сбежать в какое угодно «никуда».

Богомолов собственноручно написал сценарий к спектаклю, переиначив пессимистичную довлатовскую прозу и культовую абсурдистскую «Алису». Главный герой «Заповедника» Борис Алиханов превратился у него в Бориса такого-то, фамилию «потеряла» и его жена Татьяна, дочка Маша раз в 20 минут стала перевоплощаться в Алису, ангела с бутофорскими рваными крылами и Призрака Пу, а продающая самогон жуткая баба Зина — в рыбу в живом и мертвом виде. Существенные видоизменения затронули и остальных героев обеих «сказок». Все вместе они разыграли едкую историю выдворения из страны советов (жизни?) некоего умного писателя Бориса. Ничего оправдательного, и тем более ностальгического в описании его злоключений нет. Есть только беспощадный сарказм, как по отношению к «сэсээрии», так и поискам личного счастья.

Действия в советской стране дураков никакого нет, зато есть встречи всех со всеми. Сначала в ленинградской коммуналке, а затем в Пушкинских горах Борису встречаются не только Ангелы в пионерских галстуках, но и бездарные писатели, мужеподобные буфетчицы по прозвищу Маркс и Энгельс, изнывающие без мужской ласки сотрудницы отдела кадров, деревенские алкаши и влюбленные в Пушкина экскурсоводши.

Всех подташнивает от вечного похмелья и тоски, все зависли в безвременье, все ждут финала как освобождения. Этот предсмертный для несуществующей уже страны бред легко лег на кэролловский текст. Герои, действительно, упали на дно бездонного колодца, а безумное чаепитие никогда не закончится не только в алисиной стране, но и среди псковских далей. Кстати, совпадения с Кэроллом Богомолов не сделал главным принципом сюжетостроения, переключения на иную реальность происходят в его спектакле нечасто, но всегда изящно. Они нужны только, чтобы подчеркнуть неприглядную суть. Страна почила, но в пришедшей ей на смену строе видны уши белого кролика или шляпа безумного шляпника. Кому что больше нравится.

Ближе к финалу Борис не успевает проводить жену и дочь в эмиграцию, зато успевает покрутить педали у недвигающегося с места велосипеда и горько разрыдаться на груди у Белой Коровы, которая дает ему новые правила жизни, от которой не убежать: «Завтра никогда не бывает сегодня! Просто ты не привык жить в обратную сторону». Как с этим прикажете жить? — Да как хотите. По Богомолову печальная безнадежность все равно победит. И не только в совке.

http://www.vashdosug.ru/review/6629/

The URI to TrackBack this entry is: https://vitvitskaya.wordpress.com/2011/09/06/wonderland-80-%d1%82%d0%b5%d0%b0%d1%82%d1%80-%d0%bf%d1%80-%d1%82%d0%b0%d0%b1%d0%b0%d0%ba%d0%be%d0%b2%d0%b0-2011/trackback/

RSS feed for comments on this post.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: