«Пиковая дама», Театр им. Вахтангова, 2011

Спектакль-долгожитель «Пиковая дама» в Театре Вахтангова — беспроигрышный вариант театрального досуга.

Есть такие счастливые постановки, которые подобно хорошему вину, год от года «растут в цене». Такова фоменковская инсценировка пушкинской прозы на большой сцене Театра Вахтангова. Один из ключевых спектаклей основного репертуара, несомненный хит и большая удача актеров, «Пиковая дама» обязательна к просмотру.

Гений Пушкина и гений Фоменко. Последний не только не вступает с классиком в творческий спор, но обыгрывает каждую фразу (даже эпиграф) и выводит на сцену всех пушкинских персонажей, условных тоже (Юлия Рутберг, например, замечательно играет Тайную Недоброжелательность). Режиссура, верная слову и слогу Пушкина, пленяет с первой секунды. Когда на сцене вдруг оживает светское общество, гусары раздают карты, покручивая усы, Лиза вышивает крестиком, а старая графиня омерзительно кокетничает с экс-кавалером.

Молодой задор, лукавство и просто любовь к жизни, — Фоменко мыслит пушкинскими категориями. И выступает здесь как мастер, умеющий оживить пыльную классику так, что после спектакля хочется немедленно перечитать «оригинал». Именно еще раз окунуться в текст, ведь в самой постановке от него тоже никто не отвлекается. Персонажи в прологе выходят к зрителю, читая Пушкина по ролям, затем отрываются от пыльных томиков все чаще и чаще. При этом все вроде бы понарошку играют произведение из школьной программы. Отсюда та самая пленительная и раскованная литературность, которая отличает спектакли Фоменко от многих других.

В «Пиковой даме» режиссер делает ставку на театр-развлечение. Спектакль постановлен исключительно для того, чтобы побаловать искушенного зрителя. Того самого, который разглядит в игре Людмилы Максаковой самоиронию, а режиссуре Фоменко — абсолютное растворение в пушкинской стихии. Никакого морализаторства или очевидных выводов в финале. Да, Графиня, не выдержав последней в своей жизни любовной сцены, умерла, Германн сошел с ума, а Лиза разочаровалась в мужчинах. Но только следуя логике жизни, а не в наказание. Никаких пафосных трагедий, только мудрая ирония над человеческим несовершенством.

Примечательно, что в сцене похорон графини на сцене нет гроба, Графиня в своем кокетливом кружевном саване прекрасно существует на сцене и после своей смерти — она издевается над Германном и распевает романсы своей юности. В этой графине очевидна ведьма, совсем не жестокая, но вредная и задиристая безобразница без возраста.

Она одновременно отталкивает и очаровывает. Без сомнения, это одна из лучших, бенефисных ролей актрисы. Не зря она называет Петра Фоменко самым любимым своим режиссером. Тандем блистательный, и не увидеть его в действии для любого театрала равнозначно преступлению.

http://www.vashdosug.ru/review/6704/

http://www.vahtangov.ru/performance/queen_of_spades/15974/

Реклама

The URI to TrackBack this entry is: https://vitvitskaya.wordpress.com/2011/10/04/%d0%bf%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%8f-%d0%b4%d0%b0%d0%bc%d0%b0-%d1%82%d0%b5%d0%b0%d1%82%d1%80-%d0%b8%d0%bc-%d0%b2%d0%b0%d1%85%d1%82%d0%b0%d0%bd%d0%b3%d0%be%d0%b2%d0%b0-2011/trackback/

RSS feed for comments on this post.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: