«Х.М. Смешанная техника», МАМТ, 2011

«Х.М. Смешанная техника»: страну надули

Дебют Дмитрия Крымова на сцене МАМТ — отчаянно смелый приговор человеческим иллюзиям, а заодно законам оперного жанра.

Крымов — художник не только не имеющий отношения к опере, но и к драматическому искусству относящийся постольку поскольку. Все его спектакли — экспериментальные шедевры, образчики постмодернисткой эстетики, они всегда ставят под сомнения любые прозрачные концепты и законы жанра. Его метод заслуженно называют новаторским. Был очевиден он и в первой в его жизни опере.

Решение лучшего музыкального театра страны начать сезон с настолько необычной премьеры дорогого стоит. Несмотря на все регалии и респекты критиков, Крымов и его режиссура принимаема далеко не всеми, обывателям и вовсе неизвестна. Тем более ценно, что МАМТ в некотором смысле взялся ее популизировать.

Крымов не подвел, постановка «Х.М.Смешанная техника» (аббревиатура расшифровывается как «Холст. Масло») — лучший из всех возможных фундамент, который театр мог заложить под свою мечту об экспериментальной сцене. Революция свершилась. К публике вышли не только солисты театра, но и, собственно, артисты лаборатории Крымова. Художником выступила ученица режиссера Вера Мартынова. Музыку написал молодой композитор Кузьма Бодров, мастерски соединяющий в одной партитуре народную песню «Реве та стогне Днiпр широкий» и колыбельную Дунаевского «Сон приходит на порог» из фильма «Цирк», протяжную песню «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат» с фашистским маршем.

По точно такому же принципу коллажа выстроена и режиссура. Которая, к слову, не только не пытается скрыть «изнанку» спектакля, но даже наоборот — делает монтировщиков полноправными участниками событий. Они за считанные минуты выстраивают на деревянном помосте типичную квартиру, устраивают голубу реку из синего шелка, заполняют водой прозрачный бассейн, запускают в воздух игрушечные вертолеты и выводят на сцену слона. В финале им хлопают громче, чем артистам.

Само действие разделено на четыре части, сюжетно между собой никак несвязанных. В первой сцене («Душ») усталая женщина (ее играет любимая актриса Крымова Анна Синякина) приходит домой с работы, где ее развлекает телевизор (Максим Мамионов демонстрирует высший пилотаж, разговаривая голосами всех ведущих сразу) и пригоревшая яичница. Музыкальным фоном выступает дивертисмент из немецких арий, которые Синякина же старательно выводит перед тем, как сесть ужинать. Только в душе ее героиня счастлива, она буквально тает в воображаемых руках своего мужчины (руки, что символично, принадлежат «ведущему из телевизора»).

Вторая картина называется «Будущие летчики», здесь Крымов не побоялся трагического пафоса. Так сказать предупредил «сынов отечества». Зрителю показывают деревенских мальчишек, вырастающих в бравых солдатиков, которые сначала защищают страну от фашизма, потом радостно взрывают православный храм. В этой сцене очень силен хор, который режиссер «разбавил» детьми и переодел — кого в форму нацистов, кого- в индийских махараджей. Девушку с серпом, что тоже символично, в финале уносят как куклу — вверх ногами.

Третья картина — «Рыба» получилась самой пронзительной и горькой. Главный посыл — счастье и горе идут друг за другом, а жизнь рифмуется со смертью. Влюбленная рыбная парочка только что пела джаз под падающей с неба золотой пылью, и вот уже стала добычей браконьеров. Его утащили на бойню, ее оставили биться в полупустом аквариуме.

Заключающая крымовский цикл миниатюра «Колыбельная» — несомненный шедевр. Советский кинофильм «Цирк» отдан на растерзание обыденности. Кадрам, где представители разных народов баюкают  негритенка, вторит хор на сцене. Каждый из его участников держит перед собой собственное фото в детстве и поет таким голосом, что всем слышится заупокой. «Земля пухам» пусть будет всем нашим мечтам и иллюзиям. Прекрасному детству и несбыточному коммунизму. Совсем невероятным оказывается появление в этой сцене гигантского надувного слона со слоненком. Они тоже, как большая страна советов и ее потомок — нынешняя Россия — споют сами себе колыбельную и тихо-мирно сдуются.

http://www.vashdosug.ru/msk/theatre/article/67759/

http://www.stanislavskymusic.ru/press.html?PId=76&id=336

Advertisements
Published in: on 12.10.2011 at 13:32  Добавить комментарий  

The URI to TrackBack this entry is: https://vitvitskaya.wordpress.com/2011/10/12/%c2%ab%d1%85-%d0%bc-%d1%81%d0%bc%d0%b5%d1%88%d0%b0%d0%bd%d0%bd%d0%b0%d1%8f-%d1%82%d0%b5%d1%85%d0%bd%d0%b8%d0%ba%d0%b0%c2%bb-%d0%bc%d0%b0%d0%bc%d1%82-2011/trackback/

RSS feed for comments on this post.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: