«Арлекин, слуга двух господ», Чеховский фестиваль, 2011

«Арлекин, слуга двух господ»: в прятки с бессмертием

Легендарный спектакль великого Джорджо Стреллера подобен сну о настоящем театре. Сну безупречно красивому но, увы, несбыточному.

Признанный во всем мире спектакль Театро ди Милано на сцене более 6 десятков лет. Поставил его театральный мэтр Стреллер. Его уже нет с нами, а лучшее его творение живет и собирает полные залы. Нынешний двухдневный аншлаг в Театре российской армии — лучшее тому доказательство.

Прозрачный и ласковый юмор комедии дель арте вкупе с лучшими особенностями психологического театра — звучит почти немыслимо. Кому интересно ретро? — ответ на вопрос очевиден после трех часов, проведенных в компании масок из Италии. Такой театр нужен всем. Прежде всего, потому что он понятен любой аудитории, легок, бесхитростен и при этом не наивен.

Без пяти минут народное зрелище по сценарию Карло Гальдони основано на интриге. Две взаимозависимые влюбленные парочки вовлечены в водоворот непредвиденных обстоятельств, интриг, ошибок и разоблачений. Никакой пафос здесь не кажется фальшивым, а вечные ценности, утвержденные финалом — смешными. Драгоценный осколок ушедшей эпохи, «Арлекин» развлекает и вместе с тем поучает публику всех возрастов с такой грацией и тактом, каких уже не встретишь в современном искусстве.

Очень может быть, что в этом заслуга не только Стреллера, но и его самого главного актера — теперь уже 75-летнего Ферруччо Солери. «Бессмертный Арлекин», он в течение 48 лет остается убедительным и по сути незаменимым. Неподражаемая пластика, «журчащая», как итальянский напев, речь, комические ужимки и даже танцевальные па — манера Солери описана в учебниках по театру. А сцены, в который его герой разговаривает с мухой, ловит тарелки и копается в хозяйских сундуках, наизусть знает каждый абитуриент Щуки и ГИТИСА.

Однако от стародавней постановки отнюдь не отдает нафталином, это очевидно новое прочтение канонов жанра. На герое — стилизованный костюм с «треугольничьим» принтом, маска на лице. Все это задает тон, гарантирует архетипичность. Характер Арлекино прост — пройдоха хочет успеть «за двоих». Рефлексия далека от его сути, он всего лишь трогательный ребенок во взрослом теле. И этим мгновенно обольщает публику.

Дух захватывает от его комических импровизаций, от буффонады, акробатических трюков, от лацци, наконец. При всем главенстве героя Арлекино, ансамблевость имеет огромное значение. Самые настоящие маски комедии дель арте (Бригелла, Панталоне и др.) привлекательны настолько, насколько может быть привлекательным венецианский карнавал. Золото, бирюза, охра и беж — пространство, в котором существуют герои — оформлено в лучших традициях итальянского искусства эпохи Ренессанса. От декораций нельзя оторвать глаз. К тому же очевиден прием «театр в театре» (на сцене установлен деревянный помост с задником-занавесом, который меняется в зависимости от местонахождения героев, на переднем крае горят свечи).

Это спектакль — вершина театрального вкуса, он не может надоесть или быть списан со сцены за ненадобностью. Он бессмертен, как сон о Венеции, как любовь и искусство.

http://www.vashdosug.ru/msk/theatre/article/67765/

Advertisements

The URI to TrackBack this entry is: https://vitvitskaya.wordpress.com/2011/10/18/%d0%b0%d1%80%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d0%b8%d0%bd-%d1%81%d0%bb%d1%83%d0%b3%d0%b0-%d0%b4%d0%b2%d1%83%d1%85-%d0%b3%d0%be%d1%81%d0%bf%d0%be%d0%b4-%d1%87%d0%b5%d1%85%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9/trackback/

RSS feed for comments on this post.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: