«Гамлет», Сезон Станиславского, 2011

«Сезон Станиславского»: «Гамлет» во льдах

Этот спектакль Эймунтаса Някрошюса смело можно назвать визитной карточкой его театра, требующего невероятных усилий как от актеров, так и от зрителей.

Тяжелая атмосфера «загнивающего» королевства очевидна, как только открывается занавес. Полупустая черная сцена, два одиноких фонаря, мелкий мокрый дождь, сыплющийся с колосников без остановки и герои бессмертной шекспировской трагедии, закутанные в тулупы и шубы. Они бродят по сцене, как неприкаянные, ищут себя и друг друга. А мир, между тем, погружается в равнодушный холодный мрак. Еще до того,как на сцене покажется Гамлет, зритель почувствует — и он, и все остальные в этом неуютном сыром пространстве обречены на гибель. Реакция на невероятную концентрацию смерти, заданную сценографией, — почти физически ощущаемый болевой шок. Оправиться от него не удается все 4 часа, пока идет спектакль.

Някрошюс превзошел сам себя, — его избыточный режиссерский стиль оправдан каждой мизансценой. И хотя его версия сюжета вязнет в густом потоке метафор и символов, она не пробуксовывает. Напротив, смотреть на сцену хочется, несмотря ни на что, подчиняясь необъяснимой магии, доступной одному только «литовскому гению». И уже не забыть ни загоревшийся трон, ни бокал с мутной водой, «окунувшись» в который гибнет Полоний, ни подвесную люстру из тающего льда, ни белоснежную рубашку Гамлета, на глазах превратившуюся в обрывки бумаги, ни гибель Офелии под звук хлопков ладоней о ладони. Все эти «страшные видения» войдут в театральные учебники и застрянут в зрительском подсознании. Более точного образа безнадежной действительности трудно вообразить. Как, впрочем, и воплощения идеи о наказуемости любой ядовитой мысли. Даже если это мысль отцова.

Гамлет у Някрошюса — совсем не борец с неправедным миром, он несчастный подросток, которому зачем-то рассказали правду о смерти родителя. Не по своей воле он становится заложником идеи мести. И гибнет под страшный вой призраков с того света. В финале «отец» будет таскать его, завернув в овечью шкуру, рыдая нам тем, кого сам обрек на смерть. Повинуясь режиссерской воли Някрошюса, никто никого не убивает. Все умирают сами, отдавшись року, черному провидению, которое есть реакция на осуществленную идею «кровь за кровь». Между прочим, дуэль Гамлета с Лаэртом происходит в могиле Офелии, между четырех картонных стен, однако дерутся на ней не герои, а целая армия «меченосцев». Сами по себе умирают Гертруда, Клавдий, Лаэрт и прочие. Их трупы увозит в глубину сцены странная телега-катафалк. В этот момент кажется, что в театре кончился воздух. Настолько явно ощущается конечность всего сущего, то самое «небытие», от которого никому на этой земле не скрыться.

Беспощадная жуть някрошюсевской версии «Гамлета» вырастает прямо на глазах, при этом режиссер ни разу не прибегает к помощи, казалось бы, оправданного здесь физиологичного театра. Ткань спектакля, его суть — это невыдуманная боль, это страх смерти, метафизический ужас. Это тот самый, казавшийся нереальным театр, замешанный на тончайшем понимании человеческой природы и суровых реалий жизни. И зритель обжигается о него точно так же, как обжигается Гамлет, когда отец вручает ему глыбу льда с застывшим в ней ножом мести. Лед тоже умеет жечь, а холод — раздувать пламя.

http://www.vashdosug.ru/msk/theatre/article/67840/

Advertisements

The URI to TrackBack this entry is: https://vitvitskaya.wordpress.com/2011/11/08/%d0%b3%d0%b0%d0%bc%d0%bb%d0%b5%d1%82-%d1%81%d0%b5%d0%b7%d0%be%d0%bd-%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d1%81%d0%bb%d0%b0%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b3%d0%be-2011/trackback/

RSS feed for comments on this post.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: