«Спящая красавица», Большой театра, 2011

«Спящая красавица»: дефиле вместо театра

Балетная премьера на Исторической сцене Большого оказалась полной противоположностью премьере оперной.

Публика, после спорной черняковской премьеры «Руслана и Людмилы» возжелавшая чего-нибудь более консервативного, получила ровно то, что хотела. Специально для нее на Исторической сцене проснулась «Спящая красавица».


Если быть до конца честными, то премьерой этот балет назвать можно только с очень большой натяжкой. В прошлом сезоне он преспокойно себе шел на новой сцене, практический в той же редакции Юрия Григоровича. Однако исключительные декорации авторства итальянского мэтра Эцио Фриджерио превратили старый балет в новый. Под стать отреставрированному Большому, — все в этой «сказке» вышло торжественно и чудно, жаль только, что погрешностей оказалось многовато.

Итак, главным достоинством (и главным же недостатком) новой старой «Красавицы» стали костюмы и сценография. Легендарный итальянец (Фриджерио работал с Нуреевым и Стреллером) превратил сцену в подиум у резных ворот роскошного замка, а его жена Франка Скуарчапино одела многолюдный состав балетной феерии в умопомрачительные камзолы-кринолины и водрузила на каждого, даже самого заштатного персонажа парик времен Людивка XIV. На сцене не сверкали разве только рисованные башни замка, абсолютно тождественны убранству главного русского театра были колонны, увитые золотым плющом и тронная зала, в котором в первом акте чествовали рождение красавицы, а в четвертом — ее счастливую свадьбу с принцем-спасителем.

Сцена, собственно, вышла практически зеркальной зрительному залу, — тот же парадный гламур и вызывающая помпезность. К сожалению, подвела немобильность всех этих красот. Из-за того, что декорации остаются неизменными на протяжении всех актов, не случилось ни чарующих панорам, ни подвижного леса (в котором охотится принц), ни хоть сколько-нибудь прилично дрейфующей во времени и пространстве лодки Феи и Принца. Они плыли навстречу Авроре ровно 2 минуты, окруженным совсем не волшебным туманом, — скудный дым едва достигал лодыжек.

Костюмы для балета, действительно, оказались ослепительны. Как будто их шили исключительно из парчи и бархата и декорировали настоящими драгоценностями. От цвета и света рябило в глазах. Этот эффектный маскарад, однако, вызвал вопрос: а не потеряется ли «великий русский балет» на таком пестром фоне? Не потерялся, но многое потерял.

Что касается хореографии, то сама по себе она осталась неизменной. Григорович в третьей по счету редакции сократил некоторые «куски», — безусловно, важные для балетоманов, но необязательные для тех, кто попадет на «Спящую» впервые.

Преступлением было бы не отметить академически точный танец примы Светланы Захаровой и эффектные прыжки новоиспеченного премьера американца Дэвида Холберга. Эта пара, действительно, гармонично смотрится вместе и ошибок в своих партиях не допускает. Они танцуют чисто, но несколько холодно, не отвлекаясь на нюансы драматического искусства.

В общем и целом, «Спящая красавица» вышла убедительной. Эдакое фантастическое шоу, идеальные для того, чтобы показать его гостю из-за заграницы или детям во время рождественских каникул. Дорого, красиво и без модных «выкрутасов со смыслами». Ровно так, как нашей, не самой взыскательной, публике надо.

http://www.vashdosug.ru/msk/theatre/article/67949/

The URI to TrackBack this entry is: https://vitvitskaya.wordpress.com/2011/11/24/372/trackback/

RSS feed for comments on this post.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: