«Идоменей», Театр Покровского, 2011

«Идоменей»: Моцарт с препятствиями

Премьеру оперы «Идоменей», которой дирижировал  Геннадий  Рождественский, публика встретила настороженно.

Камерный музыкальный театр приурочил грандиозную премьеру к столетнему юбилею со дня рождения своего основателя Бориса Покровского. Идея принадлежит всемирно известному дирижеру Геннадию Рождественскому. Это он открыл в опере 24-летнего Моцарта бездну красоты и смысла. Назвал редактора партитуры Рихарда Штрауса вторым гением и отправил ранее никому неизвестную вещь в свободное плавание.


Первое, что нужно знать перед тем, как покупать билеты, — опера «Идоменей», действительно, «о двух головах». Совершенно непонятно зачем, но Рихарду Штраусу доверили не только отредактировать партитуру гения, но и переиначить ее. В результате случилась другое либретто, оркестровка, порядок номеров, появились даже целые «куски» авторства Штрауса. Словом, изменилась сама концепция. Причудливое смешение классических музыкальных форм с романтическими порывами, отсутствие традиционного речитатива, а вместо него финальный квартет на хоровом фоне, — все это может как привлечь, так и оттолкнуть меломанов. Однако кому ближе чистота жанра, к «Идоменею» лучше не обращаться.

Смысловые акценты здесь также смещены. Штраус полностью заменил роль отвергнутой невесты Идаманта Электры на жрицу Исмену. Согласно его версии Исмена ненавидит Илию не из ревности (как у Моцарта), а за «нечистое происхождение». Мифологический сюжет  превратился здесь в апофеоз любви. Чувства героев растрогали сердца богов и они сохранили жизнь эллину Идаманту, приговоренного отцом Идоменеем к смерти, благословив его свадьбу с фригийкой Исменой. Таким чудесным образом войне народов (расовая в том числе) приказала долго жить.

Что касается сценографии, то и она тоже вышла спорной. Любопытное решение выставить на сцене подвижные ширмы с зеркальными поверхностями «съел» размер сцены. На крошечном пятачке (на нем трудно уместиться даже артистам) грузная конструкция смотрится нелепо. Особенно, если учитывать, что современная сценография никак не вяжется с идентичными греческой эпохе костюмами. Сами по себе они великолепны — массивные дорические доспехи, отсвечивающие бронзой щиты и копья, греческие туники и лавровые венки… Все это грандиозное решение для большой сцены, но для камерной категорически не годится, выглядит карикатурно.

Единственный безоговорочный плюс этой постановки — голоса солистов и хора. Звучат они энергично и сильно, на раз справляясь со сложнейшими тактами двойной партитуры. Особенно хороши массовые сцены. Режиссер Михаил Кисляров разрешил артистам занять узкий круговой балкон, в итоге знаменитые моцартовские хоры звучат еще торжественнее. Впечатление портит только тот факт, что опера исполняется на русском языке, слишком тяжеловесном и грубом для этого жанра.

Однако, если отбросить все «но», как оперная редкость «Идоменей» ценен и сам по себе. Тем более, что дирижирует «московским» вариантом Геннадий Рождественский, а к этому дирижеру претензии предъявлять по меньшей мере странно. Его поклонники разочарованы точно не будут.

http://www.vashdosug.ru/msk/theatre/article/67961/

The URI to TrackBack this entry is: https://vitvitskaya.wordpress.com/2011/12/02/%d0%b8%d0%b4%d0%be%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d0%b5%d0%b9-%d1%82%d0%b5%d0%b0%d1%82%d1%80-%d0%bf%d0%be%d0%ba%d1%80%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b3%d0%be-2011/trackback/

RSS feed for comments on this post.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: