«Эксельсиор», Ла Скала, 2011

«Эксельсиор»: наивно. Супер!

Балетная труппа Ла Скала рассмешила московских балетоманов.

Бесспорно, балет, о котором так много говорили, выдающийся. Для 1881 года. Сегодня же всерьез сюжет о борьбе Просвещения с Обскурантизмом воспринимать невозможно, так же, как и наслаждаться наивной хореографией времен юности балетного искусства.


Нет, сама по себе идея реанимировать старинную постановку заслуживает уважения, особенно, если учесть ее грандиозный размах и необходимость задействовать не одну сотню артистов. И Историческая сцена Большого в качестве сценической площадки располагает к подобным экспериментам. Но увы и ах — очаровательная глупость этого балета, с которой миланская труппа вынуждена считаться, не располагает к вдумчивому анализу.

Два с половиной часа на сцене происходит странное: аллегорические фигуры Света (он же Просвещение) и Тьмы (Обскурантизм) бегают кругами, видимо, желая друг друга низвергнуть в небытие. Также геройствует Свет, Согласие и даже Цивилизация. Одеты при этом солисты в лучших традициях детского утренника: на Тьме, к примеру, костюм Кащея Бессмертного с нарисованным скелетом. Бойкий девичий кордебалет тем временем весело перестраивается под несложную музыку Ромуальда Маренко. Все улыбаются и машут.

Кроме массовых сцен вызывает улыбку и демонстрация достижений науки и техники. Зрителю показывают игрушечный паровозик, мчащийся по игрушечному мосту, затем изобретение электричества, телеграфа и даже рытье Суэцкого канала. Про апофеоз, когда артисты размахивают флагами разных стран, а ученики московской академии хореографии — карточками со словом «Мир», как-то даже неловко рассказывать. Впрочем, упреком все вышенаписанное не является, исторический балет на то и исторический, чтобы казаться наивным и даже трогательным.

Стоит отметить очевидный энтузиазм, с которым труппа работает на сцене, а также неплохую технику (сегодня балетом руководит бывший руководитель труппы Мариинки Махар Вазиев). Декорационные решения, безусловно, новаторские для своего времени, сегодня не впечатляют, но все же они достаточно эффектны. На сцене царят роскошь и многоцветие.

Фантастическую балетную феерию Луиджи Манцотти итальянцы считают национальным достоянием. Их можно понять. Другой вопрос, что нужно ли воскрешать то, что является окончательной и бесповоротной архаикой.

http://www.vashdosug.ru/msk/theatre/article/68051/

Реклама
Published in: on 26.12.2011 at 11:25  Добавить комментарий  

The URI to TrackBack this entry is: https://vitvitskaya.wordpress.com/2011/12/26/%d1%8d%d0%ba%d1%81%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d1%81%d0%b8%d0%be%d1%80-%d0%bb%d0%b0-%d1%81%d0%ba%d0%b0%d0%bb%d0%b0-2011/trackback/

RSS feed for comments on this post.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: