«Лето одного года», БДТ, 2011

«Лето одного года»: старая гвардия всех сильней

Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили сыграли в «любовь на старости лет».

Знаменитый БДТ им. Товстаногова привез в предновогоднюю Москву недавнюю премьеру — спектакль Андрея Прикотенко «Лето одного года». Если бы не участие в ней двух великих артистов  — Олега Басилашвили и Алисы Фрейндлих, постановка не стала бы праздников для театралов.

Смотреть, как играют мэтры — настолько редкое удовольствие, что часто даже неважно, что они играют. Пьеса Томпсона «На Золотом озере», которая легла в основу спектакля, неплоха. И все же это не великое произведение, достойное цитирования, — в ней слишком много длиннот и навязчивого американского морализаторства. Казалось бы, история того, как старый человек, потерявший веру в себя, обрел счастье, простив дочь, слишком сентиментальна.

Но досадные мелочи оказываются стерты, Фрейндлих и Басилашвили играют не про  старость, они играют про любовь. Их герои прожили вместе всю жизнь и смотрят  друг друга как в день знакомства. Взаимозависимость народные артисты играют  с таким надрывом, что зрители нет-нет да и всплакнут.

Для того, чтобы держать зал в напряжении три с лишним часа,  им оказываются не нужны даже модные сегодня спецэффекты. У известного затейника Прикотенко  они, конечно есть (и видео-арт, и анимация, и  компьютерные примочки), но как будто без  особой надобности.

Басилашвили  гениально перевоплощается в  Нормана, старого ребенка, трогательного даже тогда, когда он ворчит или гневается. Он любит, но не умеет это выразить, жаждет отдавать, но не знает, как помириться с дочерью. Фрейндлих играет его жену, хлопотливую оптимистку Этель. Эта героиня  — средоточие лучших женских качеств, она умеет любить, прощать и самое главное понимать. Благодаря ей Норман продолжает странно шутить и отпускать циничные комментарии, одним словом — жить.

Дуэт Басилашвили и Фрейндлих работает на контрасте. Если он грузен и неподвижен, она суетлива, если он депрессивен и мрачен, она радостно щебечет о земляничных полянах.  Разница в характерах колоссальна, но их это давно не тревожит.  Герои давно  — одно целое.
Легендарные актеры чувствуют каждое слово друг друга, каждую паузу. Недоступный сегодняшним актерам психологизм игры оправдывает банальный хэппи-энд. Актеры смогли вытянуть даже сцену неправдоподобного финального счастья. Только им и можно было в таком случае поверить. Сказка тоже требует убедительности.

http://www.bdt.spb.ru/press/plays/leto.html

http://www.vashdosug.ru/msk/theatre/article/68096/

Реклама
Published in: on 12.01.2012 at 16:49  Добавить комментарий  

The URI to TrackBack this entry is: https://vitvitskaya.wordpress.com/2012/01/12/%d0%bb%d0%b5%d1%82%d0%be-%d0%be%d0%b4%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b3%d0%be%d0%b4%d0%b0-%d0%b1%d0%b4%d1%82-2011/trackback/

RSS feed for comments on this post.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: