«Медведь», ШСП, 2012

«Медведь»: спектакль против режима

В Школе современной пьесы поиздевались над властью.

«Медведь» — постановка во всех смыслах уникальная. Несмотря на очевидные огрехи (свойственные, впрочем, скорее пьесе, нежели спектаклю) лишнего билетика не достать. Примечательно и то, что мужчин в зрительном зале больше, чем женщин. А дело все в том, что Иосиф Райхельгауз поставил пьесу Дмитрия Быкова как сатирический памфлет — жанр редкий, и, учитывая обстановку в стране, еще и опасный.


Текст про то, как в среднестатистической семье «самозародился» медведь и стал мешать жить, Быков написал в 2008 году по заказу Марка Захарова. Однако с «Ленкомом» не сложилось, и самый русский зверь поселился в Школе современной пьесы. Роль интеллигентного хозяина квартиры Михаила Григорьева сыграл Альберт Филозов, его жадную до славы и богатства супругу — Ирина Алферова. Во второстепенных ролях также заняты звезды театра, включая Владимира Шульгу (полковник), Владимира Качана (идеолог), Юрия Чернова (дьякон) и др.

Сильной труппе трудно дался быковский материал, — оказалось, что провокация в нем слишком явная. Она заслоняет собой саму историю. В пьесе нет персонажей с судьбой,а значит играть по сути некого. Режиссер Райхельгауз попытался сделать из не самого удачного произведения нечто пригодное для сцены, однако его задумки остались непонятыми залом. К чему, например, надо было одевать всех персонажей в лишние килограммы, и зачем несколько предметов на сцене растаяли, превратившись в черные лужи на полу. Герои, сначала «осчастливленные» присутствием медведя у себя дома, обласканные властями и прессой, во втором акте вдруг оказались не у дел, медведь тоже. Внезапно наступивший финал явил публике надувного двухголового зверя, в итоге, правда, сдувшегося. Символично? — безусловно, интересно? — сомнительно.

Метафоры тоже бывают плоскими, и на одной узнаваемости далеко не уедешь. Спасает эту постановку фирменный юмор Быкова (отдельные реплики могут стать крылатыми) и общий энтузиазм. Мечта сделать и посмотреть спектакль на остросовременную тему сработала здесь как внутренняя подсветка. Спектаклей про наше бессмысленное политическое время в Москве практически нет, поэтому повышенный интерес понятен. Другой вопрос — как превратить публицистику в драму, а деревянных героев с плаката — в реальных действующих лиц.

http://neglinka29.ru/article/851

http://www.vashdosug.ru/msk/theatre/article/68163/

 

Advertisements

The URI to TrackBack this entry is: https://vitvitskaya.wordpress.com/2012/02/01/%d0%bc%d0%b5%d0%b4%d0%b2%d0%b5%d0%b4%d1%8c-%d1%88%d1%81%d0%bf-2012/trackback/

RSS feed for comments on this post.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: