«Плюс-минус 20», Золотая маска 2012

«Плюс-минус двадцать»: простые истины

Новый спектакль ташкентского театра — про мир без СССР.

Спектакли легендарного театра «Ильхом» — всегда события. На этот раз на «Золотую маску» ташкентские артисты привезли документальную постановку «Плюс-минус двадцать». Это вторая работа театра в технике verbatim (первая посвящалась любви), ее темой стала жизнь Узбекистане после распада Страны Советов.

Двухчасовой спектакль «Ильхома» создает двоякое впечталение. С одной стороны — это качественная документальная (и, значит, правдивая) проза. С другой — слишком уж много в ней приторной радости и благодушия. Возможно, все дело в том, что московский зритель разучился мыслить нетрагическими категориями, не верит он в то, что можно оставаться оптимистом, живя в нищете и беспросветности, или в то, что уехав, человек иногда волком воет от ностальгии. «Ильхомоцы» не ставили задачу концентрироваться на чернухе, они собрали вместе сентиментальные и добрые рассказы. В большинстве нет и даже не предполагается хэппи-энда, однако воспринимаются они не иначе как шутки, рассказанные в солнечный мирный полдень в Ташкенте. Люди с нежностью вспоминают несуществующий уже совок, мечтают, любят, ходят на базар, торгуются, ссорятся, мирятся, шипят друг на друга. В каждой из этих лирических зарисовок чувствуется подлинная, но чужая жизнь.

В этом и заключается основная неудача спектакля — он прекрасен в Ташкенте, в Москве ему не верят. Слишком уж не похожи на нас, взвинченных суетой и обозленных столичных жителей, прекрасные наши «собратья». Слишком неправдоподобна их инфантильность, неспешность и открытость миру, их кодексы чести и совести, наконец, их подлинное несомненное братство. Так наивно в Москве не живут.

К сожалению, и сценография не играет на руку артистам, — москвичи видят в ней только беспомощность. Незамысловатые фотообои с зелеными елками полноценными декорациями назвать трудно. Так же трудно вывести режиссерскую концепцию из одинаковых мизансцен: артисты, одетые в черное, стоят полукругом, поочередно выходя в условный центр, чтобы рассказать очередную версию «постсоветского жития-бытия».

И все же, несмотря на досадные «несовпадения авторского посыла со зрительской чуткостью», 20 этих историй любопытны. Как сказал один из героев — советский Ташкент никуда не исчез, он существует в другой реальности, его помнят и любят до сих пор и те, кто уехал, и те, кто остался. Вот этот нереальный город и показал «Ильхом» — как будто подарил глоток свежего летнего воздуха, кусочек южного неба и безвозвратно ушедшего детства. Пусть мы не верим своему прошлому. Посмотреть, как верят другие, все равно стоит.

http://www.vashdosug.ru/msk/theatre/article/68343/

http://www.goldenmask.ru/press.php?id=1442

The URI to TrackBack this entry is: https://vitvitskaya.wordpress.com/2012/03/13/%d0%bf%d0%bb%d1%8e%d1%81-%d0%bc%d0%b8%d0%bd%d1%83%d1%81-20-%d0%b7%d0%be%d0%bb%d0%be%d1%82%d0%b0%d1%8f-%d0%bc%d0%b0%d1%81%d0%ba%d0%b0-2012/trackback/

RSS feed for comments on this post.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: