«Путешесвтие Алисы в Швейцарию», ЦДР, 2012

«Путешествие Алисы в Швейцарию»: доктор Смерть

Ольга Яковлева сыграла в мрачном спектакле про эвтаназию.

Премьера «Путешествия Алисы в Швейцарию» в Центре драматургии под руководством Рощина и Казанцева оказалась знаковой. Во-первых, случился сильный спектакль. Во-вторых, он положил начало проекту «Кумиры. Новый формат». В его рамках звезды сцены имеют возможность попробовать свои силы в «новой драме».

Первой на замечательный эксперимент решилась легендарная вахтанговка Ольга Яковлева. Она сыграла мать героини, решившей уйти из жизни до срока. Вопрос добровольной смерти спорен даже там, где эвтаназия разрешена (Швейцария). Драматург из Цюриха Лукас Берфус написал пьесу, обнажившую и внешние препятствия на пути обреченных, и их внутренние мотивы.

По сюжету доктору Штрому (Александр Ливанов) отказывают в лицензии врача, после того, как он отправляет на тот свет нескольких человек (по их, заметим, собственному желанию). Однако Доктор Смерть не отказывается от идеи «последней помощи» и продолжает практиковать. Однажды к нему приходит смертельно больная Алиса (Елена Морозова), Штром согласен ей помочь при условии, что она получит согласие матери Лотты (Ольга Яковлева). С этого момента эта история начинается по-настоящему.

Лотта — из той породы женщин, которые любят слишком сильно. Она заботится об Алисе с самоотдачей, перечеркивающей ее собственную жизнь. Бездну отчаяния, пронзительную нежность, вспышки гнева…, — все это Яковлева играет с ювелирной точностью. И ее взаимоисключающим мотивам (любовь к дочери и нежелание принять ее решение, помочь ей) веришь безоговорочно. Алисы так же убедительна. Елена Морозова воплотила образ истерзанной болью героини, давно потерявшей смысл существования. У нее никогда не было ничего, кроме болезни. Один единственный символ, а как много сказано: оправляясь на вокзал, Алиса не берет с собой чемодан (он есть у всех остальных персонажей).

Скудная сценография спектакля есть метафора «последнего путешествия». Шаткие вокзальные лестницы, электронное табло, перрон, серая дымка… В этой мгле изредка появляются герои. Все они находятся на перепутье, на границе между жизнью и смертью. Они все так или иначе принимают решение. Штром — бороться за чужую добровольную смерть, Лотта — разрешить себе жить без Алисы, Алиса — умереть.

Самые сильные сцены в спектакле отданы дуэту матери и дочери. Обе немногословны, —они разговаривают полными слез глазами. Степень внутренней боли очевидно по тому, как трясутся их руки. Страшно и неотвратима их общее решение.

Надо отдать должное молодому режиссеру Виктории Звягиной, решившейся на этот откровенный и тяжелый спектакль. Безусловно, полный зал ЦДР, несмотря на звездные имена на афише, ей не собрать. Слишком страшна поднятая тема. Но уже сегодня можно сказать, что «Путешествие Алисы в Швейцарию» — один из самых заметных спектаклей сезона.

http://www.vashdosug.ru/msk/theatre/article/68364/

The URI to TrackBack this entry is: https://vitvitskaya.wordpress.com/2012/03/29/%d0%bf%d1%83%d1%82%d0%b5%d1%88%d0%b5%d1%81%d0%b2%d1%82%d0%b8%d0%b5-%d0%b0%d0%bb%d0%b8%d1%81%d1%8b-%d0%b2-%d1%88%d0%b2%d0%b5%d0%b9%d1%86%d0%b0%d1%80%d0%b8%d1%8e-%d1%86%d0%b4%d1%80-2012/trackback/

RSS feed for comments on this post.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: