«Война и мир», МАМТ, 2012

«Война и мир»: сторонний наблюдатель

Великую русскую оперу поставили в Театре Станиславского и Немировича-Данченко.

Главное произведение Прокофьева — редкость в мировом оперном репертуаре — слишком трудно силами одной труппы воссоздать и озвучить многостраничный плод толстовского гения. Однако в 2012 году это непременно нужно было сделать — прошло 200 лет с победоносной для русских войны с Наполеоном. За грандиозную оперу взялся МАМТ. Постановкой занимался Александр Титель, оркестром — Феликс Коробов.

Четырехчасовая оперная громадина выглядит на сцене театра неожиданно анемично. Титель пожелал осуществить постановку классическую, и при этом не старомодную. В результате родился спектакль, в котором есть и война, и мир, но как будто нет жизни. Все несколько бесстрастно. Никаких вам новомодных концепций и остросовременных аллюзий. Место и время действия такие, какие положено. Костюмы аутентичны эпохе. Единственное сознательное отклонение — отсутствие повязки на глазу у Кутузова. Но это скорее отсроумный намек на нежелание апеллировать штампами, чем символ чего бы то ни было.

Что касается оркестра, Коробов существенно сократил партитуру, но настоял на классической подаче. Ему не везде удалась «лирика», но «военные сцены», действительно, хороши. Слышны и «взрывы» медной секции, и «военный звон и свит» духовой.

Декорации в опере-эпопее спорные. Кому-то, наверняка, придется по душе минимализм замкнутого белоснежного пространства. Другие сочтут, что он смотрится скучно. Мир и война в постановке визуально условны. В первом действии на сцене 7 человек, во втором — больше 400. Вот и вся разница.

С музыкой ситуация однозначно радостная: труппа МАМТа практически без посторонней помощи справилась со сложнейшей вокальной задачей (Титель пригласил только одного солиста со стороны). Конечно, исполнение не всегда одинаково ровно, но его вполне можно назвать удачным. Сочное молодое сопрано Натальи Петрожицкой (Наташа Ростова), мягкий голос Николая Ерохина (Пьер Безухов)), лиричный вокал Дмитрия Ульянова (Кутузов), благородный бас-баритон Дмитрия Степановича (капитан Рамбаль). Старались все без исключения. Хуже обстоят дела с драматической составляющей. Даже не поддающаяся интерпретация детская наивность и непосредственность Наташи здесь не всегда к месту. Что же говорить о ветрености Долохова или православной безупречности Платона Каратаева. Впрочем, никто не станет спорить с фактом — сложно на протяжении нескольких часов оставаться в образе, и при этом достойно петь.

Нарочитое дистанцирование от страстей и подсмыслов сыграло злую шутку не только с участниками проекта. Публике и без того трудно высидеть четырехчасовой спектакль до конца, тем более, если в нем не очевидна глубина и патриотический пафос великого романа. И тем не менее постановка «Войны и мира» — событие знаковое. Слишком мало в современном оперном театре достойных постановок крупной формы.

http://www.vashdosug.ru/msk/theatre/article/68446/

Реклама
Published in: on 06.04.2012 at 15:37  Добавить комментарий  

The URI to TrackBack this entry is: https://vitvitskaya.wordpress.com/2012/04/06/%d0%b2%d0%be%d0%b9%d0%bd%d0%b0-%d0%b8-%d0%bc%d0%b8%d1%80-%d0%bc%d0%b0%d0%bc%d1%82-2012/trackback/

RSS feed for comments on this post.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: