«Шуты Шекспировы», МТЮЗ, 2012

«Шуты Шекспировы»: и цирк приехал, и клоуны остались

Кама Гинкас поставил веселый и безжалостный спектакль по пьесам Шекспира.

В МТЮЗЕ состоялась премьера «Шутов Шекспировых». Такого страстного, дышащего жизнью и остроумием спектакля театральная Москва ждала давно. Здесь авторский театр Камы Гинкаса, обычно мрачный и жестокий, показал изнаночную сторону. В результате все трагедии Шекспира обернулись комедиями, а жанр уличного балагана обрел черты философского театра.

Кричащая пестрота многолюдного карнавала, который устроил на сцене Гинкас, похожа на лавину. Ее обрушивают на зрителя неожиданно, буквально с первых минут действия.

Шекпировские герои множатся на наших глазах, меняются местами, существуют параллельно. Все без исключения шутовской наружности, с застывшим отчаянием в глазах. Один играет на саксофоне поп-стандарты, другой демонстрирует сальто, третья раскатывает по сцене большой желтый шар, четвертый распевает хиты Юрия Антонова, пятый, надев резиновое лицо «Путина», размахивает транспорантом «Свободу Ходорковскому!»… В этом цирке прекрасно себя чувствуют Ромео и Джульетта (они же — Гамлет и Офелия), парочка клоунов (они же могильщики из «Гамлета»), Макбет (он же Калибан), Король Лир, Просперо, Ричард III, леди Анна … Впрочем, гораздо проще перечислить тех, кого Гинкас на сцену не вывел, — то есть героев шекспировских комедий.

Этот перевертыш — смыслообразующий: радость и боль у Гинкаса идут рука об руку. И никакого счастливого подхихикиванья — только страшный, гортанный смех истериков или людей, сошедших от боли с ума.

Он затихает изредка и ненадолго. Сцена соблазнения Ричардом (Игорь Балалаев) леди Анны (Ольга Демидова) — одна из немногих, когда останавливается безумство ряженых шутов. Невероятно хорош в этой сцене Игорь Балалаев: злодей под маской клоуна, трагический соблазнитель, он распаляется, глядя на женщину, мужа которой он убил. И она поддается его ласкам. Дьявольский поединок долга и страсти выигрывает страсть.

Клоунада меж тем несется дальше. Клоуны-могильщики попивают водочку , Эдгар разгуливает по сцене с пришитым к трусам искусственным фаллосом, а Гамлет, произнося «Бедный Йорик!», бросает череп об пол, как резиновый мячик. В финале на сцену выходят странная парочка: нищий Лир (Игорь Ясулович) и слепой Глостер (Валерий Баринов). Оба рестеряны и жалки: они не ответили ни на один вопрос, который задала им жизнь, и оба сошли с ума.

Впрочем, в театре ведь все понарошку. И поплакать не успеешь, как на сцене появятся другие герои с другими бедами и другими слезами. Бульварный гам не затихает ни на минуту, напоминая нам про шекспировскую «жизнь-повесть, которую перессказал дурак, в ней много слов и страсти, нет лишь смысла». В новом спектакле Кама Гинкас сумел передать ощущение безумной круговерти жизни, а вместе с ней и театра. Ничто не вечно под рампой, как ничто не вечно под луной.

http://www.vashdosug.ru/msk/theatre/article/68490/

Published in: on 17.04.2012 at 17:58  Добавить комментарий  

The URI to TrackBack this entry is: https://vitvitskaya.wordpress.com/2012/04/17/%d1%88%d1%83%d1%82%d1%8b-%d1%88%d0%b5%d0%ba%d1%81%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d1%8b-%d0%bc%d1%82%d1%8e%d0%b7-2012/trackback/

RSS feed for comments on this post.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: