«Ксения Петербургская», РАМТ, 2012

«Ксения Петербургская»: русская народная быль

В РАМТе поставили житие святой.

В крохотной «Черной комнате» Молодежного театра идет необычный спектакль. Здесь показывают житие блаженной Ксении Петербужской в клеймах. На языке иконописи клеймы — это сюжеты из жития святого, располагающиеся вокруг центрального изображения. В театре они ожили. Получился пронзительный и оригинальный спектакль с внятной, но ненавязчивой моралью и вереницей ярких персонажей.

Пьесу, лежащую в основе этого спектакля, написал тольяттинский драматург Вадим Леванов. В прошлом году он ушел из жизни. Его произведения, к счастью, продолжают ставить в российских театрах. После того, как Москва увидела «Ксению» в версии Валерия Фокина (Александринка привозила спектакль на гастроли в Москву), свою собственную интерпретацию предложил РАМТ. Режиссером-постановщиком выступила Наталья Шумилкина, главную роль исполнила обаятельная Татьяна Матюхова, актриса, обладающая редким даром травести (то есть, актриса, исполняющая роли мальчиков, а также роли, требующие переодевания в мужской костюм). Это особенно важно — ведь героиня Матюховой становится блаженной после смерти мужа. Переодевается в его платье и уходит в народ отмаливать грехи всех, кто попросит.

Нехитрый сюжет пьесы развивается в XVIII веке, но в РАМТе время не очевидно, даже условно. Изысканная стилизация под лубок нивелирует религиозный пафос и исключает возможность нагромождать философские концепции (как это было у Фокина, сделавшего из пьесы масштабное и чуть ли не историческое полотно). Забавные скоморошьи костюмы (колпаки и «квадратные» платья сшиты из фетра) добавляют действию изысканности и какого-то особого, уютного юмора.

Спектакль представляет собой яркий калейдоскоп встреч Ксении с разными недобрыми персонажами: граф Салтыков, любовница мужа Катерина, поэт Василий Тредиаковский, фальшивая «невеста Христова», задиристые дети и банда разбойников. Будучи эпизодическими, эти герои, тем не менее, очень важны. Именно благодаря им Ксения учится прощать, любить убогих, молиться за негодяев.

Ксения по версии РАМТА — это не только и не столько великомученица, сколько женщина, сошедшая с ума от любви. Не сумев смириться со смертью мужа, она закапывает в могилу собственную жизнь, отстраняясь от нее, превращаясь в бесполое существо с того света. Всех прощает, все понимает и искренно верит в спасение. В конечном итоге улыбается, приняв смерть как благо, и заставляет улыбнуться всех вокруг.
http://www.vashdosug.ru/msk/theatre/article/68642/

http://www.ramt.ru/press/?content=item&item=2065

Published in: on 16.05.2012 at 12:28  Добавить комментарий  

The URI to TrackBack this entry is: https://vitvitskaya.wordpress.com/2012/05/16/%d0%ba%d1%81%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8f-%d0%bf%d0%b5%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%b1%d1%83%d1%80%d0%b3%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%8f-%d1%80%d0%b0%d0%bc%d1%82-2012/trackback/

RSS feed for comments on this post.

Оставьте комментарий