«Фанфан-тюльпан», Московская оперетта, 2012

«Фанфан-тюльпан»: про красивую войну

В Московской оперетте поставили яркий спектакль в новом жанре.

Премьеру «Фанфан-тюльпана» в театре «Московская оперетта» позиционировали как грандиозную. Во-первых, ею открылся фестиваль искусств «Черешневый лес». Во-вторых, это была презентация нового, доселе невиданного музыкального жанра. Авторы назвали его «опереттомюзикл». Гибрид получился несколько сомнительным (об этом ниже), однако чего у этого спектакля не отнять, так это ярких актерских работ и зажигательно-развеселой атмосферы праздника.

Композитор Андрей Семенов, автор текста Владислав Старчевский и режиссер Александр Горбань замахнулись на химический опыт. «Смешать» в одной колбе старую добрую оперетту с модным нынче мюзиклом. Вышла не то чтобы война жанров, но крепкая их ссора. Опереточные звезды вроде Елены Зайцевой, Юрия Веденеева, Светланы Кринцикой и пр. явно перетягивали внимание зрителя, несмотря на соседство со «звездами из телевизора» (Алексей Франдетти и Валерия Ланская). Обе команды выложились на 100%, но было очевидно, что играют они каждый на своем поле. Поклонники театра определенно придут в восторг от традиционных арий, реприз и водевильных шуток в духе «Летучей мыши и «Мистера Икс». Но и тем, кто фанател от Zorro, будет чему порадоваться (узнаваемые лица главных артистов, претензия на гламур, спецэффекты, явные отсылки к советским музыкальным блокбастерам вроде «Гардемарин» и поздних «Мушкетеров»). И все же спектакль смотрится невыгодно эклектичным, — звезды мюзиклов меркнут на фоне звезд оперетты. Сказывается разница в стаже этих жанров в России: ветеран-оперетта против младенца-мюзикла.

Как бы не суетился на сцене Алексей Франдетти, задиристого красавца Фанфана из него не выходит. И как бы не размахивала хлыстом Валерия Ланская, она не слишком убедительна в роли роскошной цыгански Аделины. Обоим не хватает профессиональной «игры на публику», — они поглощены образами, слишком стараются показать характер. Выходит натужно и местами фальшиво. Да и голоса, «заточенные» под эстраду, не идут в сравнение с поставленным вокалом солистов театра.

Зато последние отлично чувствуют себя даже в самых избитых мизансценах — легко и умеючи шутят, отлично поют. Характеры их героев, конечно, утрированы, это практически ходячие гротески. Чего стоит капитан Де Ля Улетт в исполнении Алексея Коровина, напудренный дурачок, распевающий про «пороховую пыль на бомбардире»… Или маршал Бранденбургский в образе мазохиста с гитлеровскими усиками, окруженный девицами в кожаных корсетах и ботфортах из фильма «Красотки». Они работают в лучших традициях советского театра оперетты, а действие, между тем, пытается стать мюзиклом. На сцене массовые сцены сменяют одна другую, лихо танцует многочисленный кордебалет, мгновенно меняются декорации и освещение. И, конечно, со сцены «юморят»…

Но «Фанфан» только выиграл, если бы новых шуток было придумано меньше. А еще лучше — не придумано вовсе. Судите сами: кузнец развлекается тем, что склоняет слово «куй», барышни из свиты принцессы все как одна разгуливают в неглиже, а мужчины дерутся не на войне, а возле деревянных туалетов. Спрашивается, зачем было портить такое либретто? Истории о герое, который ухватил счастье за хвост, не нужны никакие «бонусы». «Фанфан» — это всегда гарантия драйва и праздника.

Вместо вывода: жанровая разноголосица не пошла спектаклю на пользу. Тем более непонятна она для публики. Оперетту и мюзикл любят совершенно разные люди. В данном конкретном случае никто из них полного удовлетворения не получил. А ведь мог, выбери авторы один жанр, а не два.

http://www.vashdosug.ru/msk/theatre/article/68612/

The URI to TrackBack this entry is: https://vitvitskaya.wordpress.com/2012/05/16/%d1%84%d0%b0%d0%bd%d1%84%d0%b0%d0%bd-%d1%82%d1%8e%d0%bb%d1%8c%d0%bf%d0%b0%d0%bd-%d0%bc%d0%be%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%8f-%d0%be%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b5%d1%82%d1%82%d0%b0-2012/trackback/

RSS feed for comments on this post.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: