«Анна Каренина», Театр Вахтангова, 2012

«Анна Каренина»: песня без слов

В Театре Вахтангова затанцевали от любви.

Театр Вахтангова упрочил репутацию модного места. Теперь на премьеры «к Туминасу» рвутся не только почитатели старой гвардии актеров во главе с Этушем и Лановым, но и любители театральных экспериментов. Новая премьера в юбилейный сезон — спектакль «Анна Каренина». За 2,5 часа, пока актеры находятся на сцене, не слышно ни одной реплики. Роман Толстого здесь танцуют.

Поставила необычный спектакль Анжелика Холина, знаменитый хореограф из Литвы. На родине она славится своим умением работать в смежных жанрах (Холина ставит нечто среднее между драмой, балетом и пантомимой), превращать драматических артистов в балетных.

С вахтанговцами хореограф тоже работала не впервые, на ее счету постановка «Берег женщин». На этот она взялась за русскую классику, разложив страницы знаменитого романа на ноты и па. Пока труппа с видимым энтузиазмом изображала балет, звучал Шнитке, Чайковский, Малер и Форе. Лучше оправы придумать было нельзя. Гениальная музыка передавала тончайшие нюансы чувства и времени, «спасая» не всегда удачную хореографию.

Впрочем, неудачной она могла показаться только балетным критикам, поскольку им очевидна ее вторичность. В массовых сценах, когда из угла в угол движеется толпа, «считывается» и Туминас с его «Маскарадом», и Эйфман со своей собственной «Карениной». Когда танцует Анна, чудится Пина Бауш. В любовных сценах очевиден нежный и чувственный почерк Начо Дуато.

Обыватель же заходится в восторгах: такую «Каренину» он еще не видел. Диалоги отсутствуют, сюжет прозрачен, характеры героев очевидны, смысл ясен. Порой кажется, что автор увлеклась сатирой и превратила героев Толстого в гротескных марионеток. Каренина (Ольга Лерман) — прекрасная страдалица, ее супруг (Евгений Князев) — ревнивый монстр, Вронский (Дмитрий Соломыкин) — холодный повеса и т. д.и т. п. Всё громко, четко, отчаянно и страстно. В этой версии романа не умеют ни любить, ни прощать. Анна гибнет, осужденная не столько мужем, сколько толпой и последовавшим за общественным мнением бывшим возлюбленным.

Огромный плюс спектакля — безупречный стиль. Богатая фантазия Холиной не противоречит чувству меры. Искусно поставленный свет, фантастически красивые костюмы… Впечатляет замечательная придумка со стульями, с помощью которых артисты отсчитывают оставшиеся дни Анны. Позже стулья «превращаются» в ритмичные жернова, смалывающие маленькое тело героини.

Нельзя не отметить и впечатляющую танцевальную подготовку труппы. Сложных движений им никто не предлагал, но в заданном ритме и рисунке танца они смотрятся уверенно и даже больше — многообещающе. Кто знает, может быть, хореографические спектакли совсем скоро перестанут быть новинкой репертуара Театра Вахтангова и станут его основой? «Каренину» же, несмотря на сомнительный жанровый статус и недоверие профессионалов балета, можно считать удачей. Пусть не хватает глубины и самостоятельности, но это, безусловно, спектакль заметный, яркий. На него не стыдно пригласить любимую девушку или родственников из Питера, — им точно понравится.

http://www.vashdosug.ru/msk/theatre/article/68647/

http://www.vakhtangov.ru/shows/anna_karenina

The URI to TrackBack this entry is: https://vitvitskaya.wordpress.com/2012/05/31/%d0%b0%d0%bd%d0%bd%d0%b0-%d0%ba%d0%b0%d1%80%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%bd%d0%b0-%d1%82%d0%b5%d0%b0%d1%82%d1%80-%d0%b2%d0%b0%d1%85%d1%82%d0%b0%d0%bd%d0%b3%d0%be%d0%b2%d0%b0-2012/trackback/

RSS feed for comments on this post.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: