«»Год, когда я не родился», Театр-студия Табакова, 2012

«Год, когда я не родился»: приговор стране
Константин Богомолов поставил в «Табакерке» обличительный спектакль.

Премьера постановки одного из лидеров новой режиссуры Константина Богомолова состоялась в рамках фестиваля «Черешневый лес». Впрочем, значимость ее очевидна и без этого. Современная, при этом не циничная работа ставит перед публикой (заметим, не только перед адептами богомоловского стиля) неожиданно важный вопрос. Буквально — из какого сора выросло сегодняшнее поколение 40-летних?

За основу постановки Богомолов взял пьесу Виктора Розова «Гнездо глухаря». Но если советский драматург говорит о распаде одной семьи, то режиссер — целой страны. Еще точнее — о том, как на крушении одной лживой системы выросла другая, не менее лживая. Выводы прозрачны, но Богомолов почему-то не уверен в своем зрителе. Он усиливает обличительный пафос с помощью видео, бесконечного и мешающего слушать актеров (нарезка из советских передач, концертов вечно молодого Кобзона, смехопанорам и пр.), зачитывании с выражением стихотворения «Смерть пионерки», проекций красного знамени. Как будто эти зафиксированные документально приметы времени дают этой постановке больше, чем тщательно выстроенный быт советской квартиры (сценография Ларисы Ломакиной). Во всех этих мебельных «стенках», зеленых лампах, хрустальных рюмках и фарцовых пачках Marlboro вязнешь, как в паутине. Мусор из вещей становится проекций словесного сора — лозунгов, речевок и лицемерных разглагольствований о светлом будущем.

Главный герой этой истории у Розова — Степан Алексеевич Судаков (Олег Табаков, предсказуемый в роли почивающего на лаврах вожака со стажем), у Богомолова же его значимость оспаривается. Во-первых, разговор со зрителем вроде бы ведется от лица неродившегося внука Судакова (его умная и тонкая дочь Искра (Дарья Мороз) сделала аборт по настоянию мужа). Во-вторых, Богомолов фокусирует внимание публики на образе супруга Искры, карьеристе Егоре (исключительная работа Александра Голубева). Этот человек с прилизанными по-холуйски волосиками, выдает себя каждой фразой, жестом, взглядом. Он отнюдь не злодей, но «прародитель» будущих негодяев. В частности, своего «преемника» — Золотарева (Вячеслав Чепурченко). Их финальный вокальный дуэт и гордо брошенная в зал фраза «Вся страна будет наша» не оставляет сомнений, какие «будущие негодяи» имеются здесь в виду.

Надо сказать, финал у постановки совсем агрессивный. На фоне видеонарезки с Парада Победы начинает раздеваться пионерка, а Искра вешается на люстре(Егор перешагнул через своего благодетеля (отца Искры) — навстречу новому, более высокопоставленному свекру). Идея, что страна сразу после того, как ее изнасиловал Совком, стала продажной, далеко не нова. Как и та, что жить честным людям в этой стране невозможно. Но Богомолов настаивает на ней, при этом не боится «бить в лицо». Такой метод достучаться до зрителя, возможно, спорный, но… он работает. Публика выходит из зала, крепко задумавшись, горько и с чувством произнося фразы вроде этой «наше прошлое, и настоящее, и будущее — сплошной кошмар».

http://www.vashdosug.ru/msk/theatre/article/68782/

The URI to TrackBack this entry is: https://vitvitskaya.wordpress.com/2012/06/27/%d0%b3%d0%be%d0%b4-%d0%ba%d0%be%d0%b3%d0%b4%d0%b0-%d1%8f-%d0%bd%d0%b5-%d1%80%d0%be%d0%b4%d0%b8%d0%bb%d1%81%d1%8f-%d1%82%d0%b5%d0%b0%d1%82%d1%80-%d1%81%d1%82%d1%83%d0%b4%d0%b8%d1%8f-%d1%82/trackback/

RSS feed for comments on this post.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: