«Дядюшкин сон», Театр Маяковского, 2012

«Дядюшкин сон»: бенефис под прикрытием
Ольга Прокофьева сыграла главную роль в новом спектакле Екатерины Гранитовой.

Первой премьерой юбилейного сезона Маяковки стала постановка Екатерины Гранитовой «Дядюшкин сон». Этого режиссера театралы знают и любят давно — еще со времен нашумевшей постановки кудряшей «Географ глобус пропил». Ей свойственны вдумчивость и неспешность, обостренное чутье к деталям. Ставить «анекдот» Достоевского было делом рискованным — это произведение русского классика входит обязательно-развлекательный репертуар всех российских театров, и из него уже трудно исключить антрепризно-бенефисное начало. К сожалению, несмотря на все усилия Гранитовой, ей этого тоже сделать не удалось.

Спектакль получился вполне в духе старой Маяковки — нарочитым, крикливым и даже грубоватым. Артисты как будто забыли про своего нового худрука Миндаугаса Карбаускиса и вновь ударились в комикование. К фарсовому прочтению ролей оказались особенно склонны главные актеры. Старый князь в исполнении Игоря Марычева — это только пухлый напомаженный самодур и больше ничего. Тогда как у Достоевского — выживший из ума, но невероятно трогательный старик, которого жалко.

Ольга Прокофьева слишком старалась продемонстрировать комический дар и превратила характер своей героини — лицемерки Марии Александровны Москалевой — в некое средоточие дурного мещанства. А ведь Москалева Достоевского не так однозначна: ее желание выдать дочь замуж за старого князя продиктовано не столько желанием стать богачкой, сколько стремлением вырваться из привычного окружения. Впрочем, телепопулярность делает свое дело, публика актрису Прокофьеву любит безо всяких «но». Тем более что ее героиня в спектакле чем-то смахивает на знаменитую Жанну Аркадьевну из «Прекрасной няни» — те же повадки во всех отношениях «отрицательной» женщины, фирменная суетливость, забавные ужимки.

По сути спектакль Гранитовой — это бенефис актрисы. И бенефис не стыдный. Другой вопрос, что он не имеет отношения к новому образу Маяковки, который так старается вылепить Миндаугас Карбаускис. Комедийно-антрепризное начало здесь неприкрыто, оно отчетливо лезет из каждой сцены, как бы хитроумно она не была поставлена. А такие сцены в спектакле есть: чего только стоит придумка с арфами (на них презабавно пытаются играть мордасовские дамы, изображая светских львиц). В постановке остроумные декорации (автор Елена Ярочкина): действие разыгрывается на фоне полуразрушенного здания театра.

Грустно, но режиссерские таланты Гранитовой диссонируют с веселым разгулом на сцене, они здесь как будто и не очень к месту. Ведь актеры ломают исключительно комедию, тогда как «Дядюшкин сон» Достоевского, при желании, можно сыграть более тонко. Здесь ведь и про боль тоже есть. И про сочувствие, и про любовь.

http://www.vashdosug.ru/msk/theatre/article/69221/

 

The URI to TrackBack this entry is: https://vitvitskaya.wordpress.com/2012/10/05/%d0%b4%d1%8f%d0%b4%d1%8e%d1%88%d0%ba%d0%b8%d0%bd-%d1%81%d0%be%d0%bd-%d1%82%d0%b5%d0%b0%d1%82%d1%80-%d0%bc%d0%b0%d1%8f%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b3%d0%be-2012/trackback/

RSS feed for comments on this post.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: