«Прощание с бумагой», ТЦ «На Страстном», 2012

«Прощание с бумагой»: о чем грустит писатель
Новый моноспектакль Евгения Гришковца сразил театралов.


Маленький человек с хмурым лицом и грустными глазами давно не дарил своим поклонникам спектаклей собственного авторства и исполнения. С последней премьеры — спектакля «+1» прошло больше трех лет. За это время Гришковец успел издать тома своей жж-жизни, разругаться с «Квартетом И», претерпеть массу обоснованных и не очень обвинений в коммерциализации проекта имени себя и, наконец, распрощаться с виртуальным пространством. По всей видимости, это все стало причиной рождения текста, а потом и спектакля под названием «Прощание с бумагой». (Премьера, кстати, открыла фестиваль моноспектаклей Solo.)

Alter ego Евгения Гришковца — его лирический герой, так счастливо возникший в постановках «Как я съел собаку», «Одновременно» и «Планета» — снова с нами. Он нисколько не изменился — та же душевная хрупкость и мужественное неприятие суровой действительности. Он по-прежнему, как радар, ловит наши воспоминания, превращая их в свои. Только сегодня предметом его ностальгического исследования являются не отдельные мизансцены советского прошлого, а… общемировая тенденция. Гришковец страдает от того, что человечество медленно, но верно перестает нуждаться в бумаге. Интернет захватывает планету — и привычный мир вещей оборачивается иллюзией. Из нашей жизни незаметно исчезают любимые вещи — нет уже промокашек, чернил, пропала из обихода пишущая машинка и нож для бумаги, исчезла необходимость писать письма и отсылать телеграммы… Собственно, сюжет этим грустным перчислением исчерпывается.

В этом контексте очень удачна сценография Ларисы Ломакиной. На авансцене — старый стол, засыпанный вещами, которые никому уже не пригодятся, в центре — сам герой. За его спиной — 5 дверей, которые он периодически открывает, чтобы продемонстрировать, как в нашем общем детстве красиво и трогательно растут березки, как ветер рассыпает огромный холм из бумаги, как почтовые ящики переправляют письма друг другу. Всё это самым остроумным образом подтверждает идею автора: предметный мир сегодня ирреален, он появляется и исчезает как видение… Но причин для грусти никаких. Этот спектакль не обличительная речь ретрограда, скорее простой и горький разговор по душам…

И вот здесь возникает самое интересное: в процессе такого разговора расширяется сознание замученного городской суетой и бытом зрителя. Он вдруг как будто останавливается и оборачивается внутрь себя. Счастливая встреча с детством и юностью производит на него такое мощное впечатление, что он воспринимает человека на сцене волшебником, почти богом. Гришковца долго не отпускают, аплодируют стоя, а он смущается. Зря. Кто еще сегодня способен устроить абсолютно незнакомым людям встречу с самими собой?

http://www.vashdosug.ru/msk/theatre/article/69229/

The URI to TrackBack this entry is: https://vitvitskaya.wordpress.com/2012/10/05/%d0%bf%d1%80%d0%be%d1%89%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b5-%d1%81-%d0%b1%d1%83%d0%bc%d0%b0%d0%b3%d0%be%d0%b9-%d1%82%d1%86-%d0%bd%d0%b0-%d1%81%d1%82%d1%80%d0%b0%d1%81%d1%82%d0%bd%d0%be%d0%bc-2012/trackback/

RSS feed for comments on this post.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: