«Божественная комедия», Сезон Станиславского, 2012

«Божественная комедия»: студенты и ад
Эймунтас Някрошюс представил москвичам новый спектакль.

Литовский мэтр открыл «Сезон Станиславского» собственной премьерой, на этот раз предметом скрупулезного исследования стала «Божественная комедия» Данте. Замахнуться на книгу о смысле жизни в принципе мог только Някрошюс. Ему привычен круговорот экзистенциальных метафор и ярко вспыхивающих в сознании читателя-зрителя визуальных образов, и только этот режиссер задает вопросы не человеку, но вечности… Его новый спектакль, тем не менее, абсолютно лишен космогонического пафоса.

Някрошюс сознательно облегчает смыслы, увлекается игровыми формами, впускает в дантевский контекст трагикомедию. Путешествие Данте (Роланд Казлас) по всем кругам Ада кажется чуть ли не детским приключением. Во-первых, сам герой далек от образа мыслителя (это скорее обычный парень, выдумавший себе любовь), во-вторых, все его мытарства в Аду и Чистилище показаны через призму трогательных, даже забавных встреч.

Действие строится по принципу этюдов (одна строфа — одна мизансцена). Вот появляется Беатриче — розовощекая девочка с косичками. Она кричит чайкой, поставив ножки на грудь возлюбленного. А здесь Данте встречает кумиров из прошлого: он поражен и взволнован, просит их расписаться на камне. Или он наблюдает за душами, которые пытаются избавиться от своих грехов: прижимают к голове наушники и слушают страшную музыку сфер. На плотной ткани спектакля рассыпаны обжигающие символы, разгадывать которые — особое, ни с чем не сравнимое удовольствие театрала. Жаль только, что в «Божественной комедии» их (символов) не так много. И все-таки… гигантский шар-планета на пустой сцене, трогательные треугольные знаки аварийной остановки, цветные стикеры на платье Беатриче, бумажные тиары, медная стружка литавр… Только Някрошюс, сочиняя свои спектакли-притчи, умеет превращать обыденное в небесное, видеть живое в неживом.

Режиссер привлек в постановке множество совсем юных артистов. Главного героя (тоже, кстати, далекого от преклонных лет) всегда сопровождают толпы бестелесных грешников, они же выполняют роль небесных стихий и земных тайн. В серых платьях, они присутствуют на сцене постоянно, мечутся по углам, бьются о зеркальные стены, образуют живые скульптуры. Эта многонаселенность вредит спектаклю. Как и его старательный, студенческий дух. К прискорбию поклонников мэтра, его внезапно новая манера «дарит» не только фирменные аллегории, но и чувство утраченного целого. В итоге «Божественная комедия» Някрошюса становится похожа на спектакль-черновик, в котором в равных соотношениях есть и драгоценные наброски, и странные зияющие пустоты, и случайные записи. Ему не хватает собственно фирменной тяжеловесности и многозначительности — оттого и «читать» не всегда интересно. Впрочем, Някрошюса не волнует реакция зрителя. Он всегда ставит  исключительно для себя: ведь сказал же он на пресс-конференции, открывшей фестиваль, что его метод — в отсутствии такового. Он всегда следует только велению сердца. Как Данте — «приказам» своей Беатриче.

http://www.vashdosug.ru/msk/theatre/article/69253/

Advertisements

The URI to TrackBack this entry is: https://vitvitskaya.wordpress.com/2012/10/12/%d0%b1%d0%be%d0%b6%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d0%b0%d1%8f-%d0%ba%d0%be%d0%bc%d0%b5%d0%b4%d0%b8%d1%8f-%d1%81%d0%b5%d0%b7%d0%be%d0%bd-%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d1%81%d0%bb%d0%b0/trackback/

RSS feed for comments on this post.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: