«Как вам это понравится…», ШДИ, 2012

«Как вам это понравится…»: театр фанатиков
Дмитрий Крымов «поигрался» с Шекспиром.

Художественное чутье режиссера Дмитрия Крымова вновь подарило театралам гениальную провокацию. На этот раз фирменному мультижанровому «разгрому» подвергся Шекспир, точнее сразу две его пьесы — «Как вам это понравится» и «Сон в летнюю ночь». Спектакль уже завоевал престижную премию на Эдинбургском фестивале. В том, что он получит еще и с десяток отечественных наград, сомневаться не приходится. Театральных работ, возмутительных и восхитительных одновременно, не то, чтобы мало. Их вообще нет. А спектакли Крымова есть.

Публику испытывают на прочность сразу, в самом прямом смысле «не отходя от кассы». Название постановки — мало того, что длинное («Как вам это понравится…» по пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь»), так еще и напечатано на афишах и программках с намеренным нарушением правил слогоделения (Шек-спир, л-етнюю и т. д.). Ратующие за абсолютную грамотность тетушки громко возмущаются на входе. Дальше-больше. Когда зрители рассаживаются, через весь зал артисты проносят гигантское бревно, готовое свалится кому-нибудь на голову в любую минуту. Затем публику обливают водой из фонтана, который также попытаются пронести по головам. Декорации, как потом выяснится, не пригодятся — их унесут за кулисы.

На тотальной необязательности строится весь спектакль. Крымов никогда не следует заданному пьесой сюжету, она для него, скорее, повод к постмодернистскому высказыванию с изрядной долей дуракаваляния.Так и здесь — за основу взят эпизод о самодеятельном спектакле про любовь Пирама и Фисбы. В роли главных героев — трехметровые куклы, собранные из металлолома и ненужного тряпья. Ими управляет толпа крымовских артистов, художников и рабочих сцены. Среди них — Валерий Гаркалин, подозрительно похожий на известный портрет Шекспира — с фальшивой лысиной и седыми всклокоченными волосами у висков.

У артиста совсем маленькая роль, даже скорее функция. В середине спектакля он отвинчивает металлическую пластину между ног у Пирама, чтобы его коллегам было удобно с помощью насоса накачать кукле половой орган. В финале Гаркалин подметает сцену и громко шыкает на детский балет, старательно исполняющих танец маленьких лебедей. Также в финале из десятка подставных зрителей выйдет Лия Ахеджакова в роли самой себя. Она будет искренно сочувствовать коллеге («маленькая роль, но такая заметная») и простодушно спрашивать «а где тебя еще можно увидеть, только здесь, в андеграунде?», и, наконец, выдаст гениальное «ну ты держись, Валера, держись».

Если разрешить себе выражаться языком сленга, тогда это «фантастический стёб». Крымову удается почти невозможное — заставить всех участников театрального действа (режиссеров, артистов, зрителей) смеяться над собой. Он демонстрирует абсурдность любых сценических штампов, публичных реакций и любой театральной критики. Абсурдность театра в принципе. Совершенно непонятным образов эта демонстрация приравнивается к признанию в любви. Театр нелогичен и необязателен. Но он же делает жизнь более выносимой, а людей — лучше.

http://www.vashdosug.ru/msk/theatre/article/69305/

The URI to TrackBack this entry is: https://vitvitskaya.wordpress.com/2012/10/19/%d0%ba%d0%b0%d0%ba-%d0%b2%d0%b0%d0%bc-%d1%8d%d1%82%d0%be-%d0%bf%d0%be%d0%bd%d1%80%d0%b0%d0%b2%d0%b8%d1%82%d1%81%d1%8f-%d1%88%d0%b4%d0%b8-2012/trackback/

RSS feed for comments on this post.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: