«Старший сын», Свободная сцена, 2012

«Старший сын»: антреприза без антрепризы
Виктор Сухоруков сыграл Вампилова как Гоголя.

В череде громких премьер и знаковых фестивалей новый спектакль компании «Свободная сцена» должен был потеряться. Все-таки антреприза — гарантия равнодушия критиков и ценителей театра. Но здесь случай особый. Спектакль по одной из лучших пьес Александра Вампилова «Старший сын» поставил заметный режиссер Павел Сафонов. А сыграли в нем признанные мастера сцены, среди которых Виктор Сухоруков, Евгений Цыганов и Агриппина Стеклова

Ставить Вампилова сегодня можно или от большой любви или по наивности. Все-таки произведения советского драматурга кем и как только не инсценированы. Павлу Сафонову, взявшемуся за эту же пьесу в юбилейный  для драматурга год (в 2012 Вампилову исполнилось бы 75 лет), просто повезло. Участвовать в его проекте согласились актеры, которых принято называть звездами.  Те, на которых зритель отрывает билеты с руками. Не играй Виктор Сухоруков  — Сарафанова, а Евгений Цыганов  — его вымышленного сына, вряд ли спектакль состоялся бы.

Сухоруков создал свою версию блаженного папеньки, поднял образ прямо-таки до гоголевских высот. Благодаря ему гоголевская тема маленького человека зазвучала иначе. Его герой не неудачник (как в основной массе инсценировок), но талантливый человек, которого унизили, а потом не дали подняться. С ювелирной точностью сыграна артистом затравленность и полузабытая сегодня ранимость. Даже без костюма отставного клоуна (взлохмаченные седые волосы, котелок Чарли Чаплина, жилетка в цветочек, широкие штаны на подтяжках), ясно, что Сарафанов за человек.

Остальные артисты не потерялись на фоне мэтра. И вахтанговская молодежь (Симонов, Крегжде), и медийный Евгений Стычкин, и сатириконовская прима Агриппина Стеклова. Про фоменковца Евгения Цыганова и говорить не приходится. Все они очень точно выстраивают на сцене систему взаимоотношений между своими героями. Делают наглядным логику их поступков, любые проявления чувств. И все бы хорошо — быть бы спектаклю событием сезона. Но режиссура Сафонова здесь лишняя. Не заявляй он о своем «я» в этом спектакле так настойчиво, было бы только лучше. Всего один пример: в финале Бусыгин-Цыганов встает перед Сарафановым-Сухоруковым на колени. Этой сцены вправе стесняться не только актеры, но и зритель.

Впрочем, неуместность режиссерских решений публику неподготовленную никак не задевает. Главное в этой постановке — прекрасная пьеса и актеры, которые вынесли ее к публике буквально на руках. И такой пафос в определениях здесь, поверьте, оправдан.

http://www.vashdosug.ru/msk/theatre/article/69480/

Реклама

The URI to TrackBack this entry is: https://vitvitskaya.wordpress.com/2012/11/26/%d1%81%d1%82%d0%b0%d1%80%d1%88%d0%b8%d0%b9-%d1%81%d1%8b%d0%bd-%d1%81%d0%b2%d0%be%d0%b1%d0%be%d0%b4%d0%bd%d0%b0%d1%8f-%d1%81%d1%86%d0%b5%d0%bd%d0%b0-2012/trackback/

RSS feed for comments on this post.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: