«Рамона», Тбилисский театр марионеток, 2012

«Рамона»: все они — марионетки….
Благодаря Габриадзе куклы заговорили голосами Гармаша и Хаматовой.

Известный на весь мир Тбиллиский театр марионеток Резо Габриадзе завершил гастроли в российской столице. Два спектакля — давний «Сталинград» и новая «Рамона» — больше двух недель собирали аншлаги в здании театра Женовача. Радушный прием понятен, — в театрах сегодня днем с огнем не сыщешь действительно мудрых сказок в наивно-трогательном исполнении.

«Рамона», как и «Сталинград», в Москве уже шли, однако постановка про любовь двух паровозов была заявлена как премьера. После первого показа стало ясно, почему. Габриадзе оставил прежними только героев — паравозиху Рамону и ее супруга-тягача Эрмона. Сюжет, философию и конечные выводы он поменял. Теперь это рассказ не столько о любви, сколько о сострадании.

Эрмон работает где-то на коммунистических стройках, Рамона ждет его долгие годы дома, поскольку она «маневренная», и полезна может быть только на вокзале. Потом ей встречается бродячий цирк, который не может попасть на гастроли в город Цхалтубо. Рамоне нельзя отлучаться, но подруга-радиоточка передает ей привет от супруга с наставлением «помоги просящему». В Цхалтубо наша героиня приезжает и даже по канату вместо заболевшей артистки Амалии-Аномалии проходит. Ее маленькая жизнь обрывается трагически — выполняя трюк, паравозиха видит любимого Эрмона в зале. Видит и срывается вниз. Эрмон не может пережить горя, и его отправляют на переплавку.

Эта история только кажется детской. Габриадзе одушевляет материальный мир, не забывая о реальной Истории. Его грустная сказка разворачивается в предвоенные годы СССР, а это значит от «примет эпохи» никуда не деться. Здесь вам и Лазарь Каганович угрожает Рамоне за «самоволку», и очаровательный хряк в полосочку (намек на арестантскую робу не иначе) бегает от властей, и курочка, обрядившись в лисьи меха, от них же прячется.

Рамона и Эрмон, кстати сказать, озвучены Чулпан Хаматовой и Сергеем Гармашом. Их узнаваемая манера говорить как продолжение характеров персонажей. Она — вечная девочка с распахнутой душой, Он — мужчина мужественный и сентиментальный одновременно. А какая в спектакле музыка…. бередящие душу грузинские голоса переносят в грустно-светлую ирреальность, где паравозы и поезда живые, цыганки гадают им не по руке, а по колесу, белые лошади танцуют вальс, цирковой клоун произносит сакраментальное: «Что общего между паровозом и цирком? Огонь, вода, пар. Что проще? Так и мы: спадающие брюки, красный нос и три шутки, самой молодой из которых три тысячи пятьсот лет».

И еще важное. Габриадзе не прячет от зрителя закулисье — публике видны все ниточки, на которых держатся куклы с грустными глазами. Тем не менее, чудо как будто все равно здесь, прямо на сцене. И, кажется, оно то самое, про которое говорится — святая простота.

http://www.vashdosug.ru/msk/theatre/article/69455/

The URI to TrackBack this entry is: https://vitvitskaya.wordpress.com/2012/11/26/%d1%80%d0%b0%d0%bc%d0%be%d0%bd%d0%b0-%d1%82%d0%b1%d0%b8%d0%bb%d0%b8%d1%81%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d1%82%d0%b5%d0%b0%d1%82%d1%80-%d0%bc%d0%b0%d1%80%d0%b8%d0%be%d0%bd%d0%b5%d1%82%d0%be%d0%ba-2012/trackback/

RSS feed for comments on this post.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: