«Warum Warum». Сезон Станиславского, 2012

«Warum Warum»: вопрос без ответа
Спектакль Питера Брука завершил фестиваль Сезон Станиславского.

Имя Питера Брука — синоним слова «театр». Легендарный режиссер всю свою жизнь посвятил этому искусству. Больше того — он до сих пор занимается поисками театральных констант и проверяет на прочность теорию театральной относительности. Его новая работа не похожа на спектакль как таковой, это скорее исследование природы лицедейства. Разумеется, исследование, рассчитанное на более или менее подготовленную аудиторию. Не театралам делать здесь совершенно нечего.

В течение часа Брук с помощью свой музы — пожилой актрисы Мириам Голдшмидт — задает  вопросы Богу. Его волнует причины зависимости актера от режиссера, проблемы воссоздания реальности, одномоментность переживаний. Актер для Брука — существо крайнее уязвимое. Никого, кроме него, не заботит — заменят его в следующем акте на восковую куклу или запретят говорить вообще.

Но главное — сами служители великого культа не знают, зачем этот их культ нужен. Вроде бы театр — инструмент постижения божественной сути, даже Храм. По другой версии — никому ненужный блеф, по третьей — просто игрушка, которую Бог придумал, чтобы людям было нескучно в выходные. Наконец, театр — великое утешение, противостояние быту, бедам и смерти. Во все эти «теории» Брук верит одновременно, потому как «нельзя не верить» патриархам от искусства. Его работа — калейдоскоп великих идей о театре: в речи актрисы слышны цитаты из Арто, Крэга, Мейерхольда, Дзэами Мотокиё, Дюллена. Сразу узнаваема, правда, только одна, мейерхольдовская — «Да здравствует революция, да здравствует театр пролетариата!».

И все же, ни одно утверждение не остается непоколебимым. Все разъедает червь сомнения, а главным вопросом остается «Warum?» (нем. «почему?»). Если прибавить к философским размышлениям странную музыку ханга (инструмент, представляющий собой две соединенные друг с другом тарелки, звучание которых зависит от прикосновений), то театральное исследование начинает напоминать мистический обряд. Эдакую лекцию-ритуал.

Однако каким-то только Бруку ведомым способом ритуал звучит остроумно. А ответ на вопросы отчетливо витает в воздухе. Почему? Да потому! Несмотря на музыкальное священнодействие, на ломаные жесты пожилой актрисы и ее страхи кануть в лету вместе с театром, правда-то оказывается смешной. Как говорится, не можете без театра? — не могите и радуйтесь.

http://www.vashdosug.ru/msk/theatre/article/69403/

http://www.stanislavskyfestival.ru/news/view/warum-warum-vopros-bez-otveta/

The URI to TrackBack this entry is: https://vitvitskaya.wordpress.com/2012/11/26/warum-warum-%d1%81%d0%b5%d0%b7%d0%be%d0%bd-%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d1%81%d0%bb%d0%b0%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b3%d0%be-2012/trackback/

RSS feed for comments on this post.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: